Нигилизм (СИЭ, 1967)

НИГИЛИЗМ (от лат. nihil - ничто, ничего) - термин, получивший широкое распространение в России в литературно-политической полемике 60-х годов 19 века. Введен в публицистику M. H. Катковым, взявшим его из романа И. С. Тургенева "Отцы и дети". Использовался реакционной и консервативной журналистикой и авторами так называемых антинигилистических романов (Н. С. Лесков, В. П. Клюшников, А. Ф. Писемский, P. M. Достоевский и др.) для дискредитации разночинной демократии, представители которой изображались как бездумные отрицатели, "игноранты", каких бы то ни было общественных ценностей - нравственности, красоты, гражданской обязанностей, веры в положительные идеалы, объявлялись сторонниками вульгарного материализма в философии, аморализма в этике, анархического отрицания искусства, проповедниками полового разврата. Нигилизм представлялся как явление, лишенное народной национальной почвы, как занесенное с Запада антипатриотическое поветрие. При изображении нигилистов представители антинигилистического лагеря стремились представить их людьми, мешающими осуществлению в стране социального и политического прогресса, вынуждающими правительство - посредством своих беспредельно радикальных требований - к ограничению политических свобод, способными на самые низкие поступки.

Лишенный научного значения термин «нигилизм» все же отражает некоторые черты, не охватываемые понятием "революционный демократизм", но тем не менее характерные для умонастроения молодой русской разночинной демократии. Среди них - известная прямолинейность политической тактики, преувеличенный рационализм и утилитаризм в этике и эстетике, полемическое заострение элементов сенсуализма в философии, несколько прагматический подход к культурному наследию и пр. Эти крайности, не выражавшие сущности демократической идеологии шестидесятников (что подчеркивали А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и Д. И. Писарев) и изжитые в последующем развитии русского революционного процесса, были порождены рядом условий русской действительности. Посредством ряда уступок (крестьянская реформа 1861 года и др.) и усилением репрессий правящие классы смогли ликвидировать состояние революционной ситуации, обезглавить и распылить революционные силы. Надежды русских демократов на крестьянскую революцию оказались тщетными. Стремление к радикальному преобразованию общества на демократических основах не могло осуществиться из-за непомерного гнета государственной власти (цензурный деспотизм, аресты и т. д.). Для разночинцев - представителей социального слоя, только еще поднимающегося к культуре и в значительной степени разочарованного в результатах дворянской цивилизации, - единственно реальным выходом энергии оставалось расшатывание коренных традиционных устоев существующего общества, что не всегда обходилось без крайностей. Принцип революционного отрицания иногда доводился до крайности, но в своей главной сути выражал не только непримиримость к самодержавно-крепостническим порядкам и охранительной идеологии, но и ненависть к различным формам социального паразитизма и приспособленчества: либеральному соглашательству в политике, бесплодному обличительству в литературе, чиновничьему карьеризму, лицемерию в быту, мистицизму, уходу в "чистую" науку и "чистое" искусство и т. п. Отдельными сторонами он был направлен и против революционных иллюзий.

По преимуществу негативные, разрушительные, эти задачи не могли все же заменить конкретной позитивной политической программы, столь необходимой особенно в условиях спада революционной ситуации. Так называемый раскол в нигилистах - резкая полемика между двумя главными демократическими печатными органами "Современником" и "Русским словом" в 1864-1865 годы - явился ярким тому свидетельством и выражением насущной необходимости в разработке цельной программы русского освободительного движения. К концу 60-х годов нигилистические настроения изживают себя: из общего лагеря разночинной демократии выделяются группы, с одной стороны, революционеров, с другой стороны, некоторые бывшие нигилисты превращаются в проповедников либерального культурничества.

Почти исчезнувший из полемической литературы к концу 60-х годов термин «нигилизм» вновь используется в реакционной публицистике в моменты наибольшего обострения классовой борьбы в России. Несмотря на протесты Писарева, Герцена, П. А. Кропоткина и других, указывавших на несоответствие названия нигилизм подлинному содержанию русской революционно-демократической идеологии 60-х годов, термин зачастую использовался в дворянско-буржуазной историографии как адекватное обозначение идей и деятельности шестидесятников. У ряда современных западно-европейских авторов (В. Нигг, Г. Римша, Ф. Баргурн, А. Ярмолинский и др.) термин «нигилизм» неправомерно используется как обозначение тех форм русского освободительного движения 19 века, наследниками которых выступили в 20 веке большевики.

А. И. Володин. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.

Литература:

Антонович М., Асмодей нашего времени, в кн.: Литературно-критич. ст., М.-Л., 1961; Герцен A., Еще раз Базаров, Соч., т. 20, ч. 1, М., 1960; (Катков М.), О нашем нигилизме, "PB", 1862, No 7; Кропоткин П., Записки революционера, М.-Л., 1933; Записка К. Д. Кавелина о нигилизме, публ. П. А. Зайончковского, в сб.; ИА, кн. 5, М., 1950; Писарев Д. И., Реалисты, Соч., т. 3, М., 1956; Тургенев И. С., Лит. и житейские воспоминания. Собр. соч., т. 10, М., 1956; Алексеев А. И., К истории слова "нигилизм", в сб.: Статьи по слав. филологии и рус. словесности, Л., 1928; Батюто A., К вопросу о происхождении слова "нигилизм" в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети", "ИАН СССР. ОЛЯ", 1953, т. 12, в. 6; Воровский В. В., Базаров и Санин, в кн.: Лит.-критич. статьи, М., 1956; Демидова Н. В., Д. И. Писарев и нигилизм 60-х гг., "ВЛГУ", 1965, No 5. Серия экономики, философии и права, No 1; Козьмин Б. П., "Раскол в нигилистах", в кн.: Из истории революц. мысли в России, М., 1961; его же, Два слова о слове "нигилизм", "ИАН СССР. ОЛЯ", 1951, т. 10, в. 4; Пустовойт П., Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети" и идейная борьба 60-х гг. XIX в., М., 1960; Coquart A., Dm. Pisarev (1840-1868) et I 'idéologie du nihilisme russe, P., 1946; Cyzevski D., Zur Vorgeschichte des Wortes "N", "Z. für slav. Philologie", 1943, Bd 18, H. 2, § 93.

Понятие: