Народонаселение (СИЭ, 1966)

НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ - совокупность людей, живущих на определенной территории (в масштабах земного шара в целом, континента, страны, ее частей, сельской местности и городов). Роль народонаселения в развитии и смене общественно-экономических формаций определяется прежде всего тем, что трудоспособная часть народонаселения, люди с их производственным опытом и навыками к труду составляют главную производительную силу общества, а их отношения в сфере производства - производственные отношения. Различные аспекты народонаселения изучаются общественными и рядом естественных наук; специальная наука, изучающая народонаселение, - демография (от греч. dnmos - народ, grapo - пишу). Демография, используя данные демографической статистики, изучает численность и размещение народонаселения, исследует его естественное движение (рождаемость, смертность и т. д.), механические движение (миграции), половозрастную структуру, классово-профессиональный и национальный состав и т. д., а также анализирует факторы, которые влияют на изменение этих процессов.

Историческая демография исследует проблемы народонаселения в историческом аспекте. Ее возникновение как спец. отрасли ист. науки было связано с пробуждением (со 2-й половине 19 века) внимания к изучению исторических процессов, масс людей, экономической истории (см. в ст. Историография). Историческая демография получила в странах Западной Европы и в США значительное развитие, особенно в последние десятилетия (обобщающие работы Дж. К. Рассела, М. Рейнара и А. Арменго, Л. Шевалье и многих других - см. литературу к статье; огромное число локальных исследований историко-демографического характера). Среди работ советских исследователей по общей истории народонаселения - работы Б. Ц. Урланиса, по русской исторической демографии - работы А. Г. Рашина, В. К. Яцунского, В. М. Кабузана и др.

Изучение народонаселения в историческом аспекте имеет свою специфику и существенные трудности, связанные с характером демографических источников. Всеобщие переписи населения - основной и наиболее надежный демографический источник - стали проводиться в отдельных странах (США, Англии и др.) лишь с конца 18 - начала 19 веков, а в большинстве других стран еще позднее; только с этого времени демографическая статистика получает прочную источниковедческую базу. Для изучения народонаселения более ранних эпох, а также стран и народов, которые еще не охвачены всеобщими переписями, исследователи вынуждены привлекать материалы других видов статистического учета народонаселения, в первую очередь - налоговые материалы (сведения о числе налогоплательщиков или хозяйств) и данные воинского учета (сведения о числе мужчин, способных носить оружие, и т. п.), а также церковные книги (запись крещений, погребений и т. д.). Иногда историко-демографы должны прибегать к ретроспективным методам, а при изучении самых ранних этапов истории использовать косвенные данные (сведения о типе хозяйства, площади занимаемой каким-либо народом территории и т. п.) и сравнительный этнографический материал. Несмотря на отмеченные трудности и гипотетичность многих цифр для "достатистического" периода, исследователи установили примерную численность народонаселения в разные исторические периоды и его динамику.

К началу неолита (10-15 тысяч лет назад) на земном шаре жило лишь несколько миллионов человек, а к началу нашей эры - 150-200 миллионов человек. При общих незначительных темпах роста быстрее всего народонаселение росло в тех областях, где человек перешел от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству, уменьшив тем самым прежнюю зависимость процесса естественного воспроизводства от природной среды. К 1000 году общая численность народонаселения возросла до 280-300 миллионов человек, а к 1500 - до 430-450 миллионов человек. Естественное движение народонаселения в это время (как и в более ранние эпохи) характеризовалось высокой рождаемостью и высокой смертностью, при незначительных темпах естественного прироста, нередко сменяющегося убылью из-за голода, эпидемий и войн; только во время одной эпидемии чумы ("черной смерти") в Западной Европе во 2-й половине 14 века погибло около четверти ее населения; большие опустошения приносили войны.

Быстрое экономическое и культурное развитие европейских государств после промышленного переворота, увеличение промышленного и сельскохозяйственного производства, развитие здравоохранения и успехи медицины привели к снижению смертности. Одновременно в 19 веке в большинстве европейских государств началось снижение рождаемости, связанное с индустриализацией и урбанизацией, с изменением жизненного уклада в городах, повышением брачного возраста, утратой традиций многодетности и др.; в начале 20 века оно по своим темпам стало обгонять продолжавшееся снижение смертности, в связи с чем естественный прирост народонаселения этих стран сокращался. Сильный удар по росту народонаселения Европы нанесла эмиграция за океан и две мировые войны, потери от которых исчисляются многими миллионами человек. После 2-й мировой войны вследствие увеличения рождаемости естественный прирост населения несколько увеличился. Население СССР после Октябрьской революции увеличивалось более высокими темпами, чем народонаселение зарубежной Европы, что связано с повышением жизненного уровня, заботой о матери и ребенке и др. Народонаселение стран зарубежной Азии в 16-18 веках росло довольно быстро, однако в 19 веке, в период усиления империалистической эксплуатации этих стран, темпы роста их народонаселения снижаются; голод и эпидемии ежегодно уносили здесь миллионы жизней. В Африке работорговля и сопровождавшие ее войны привели к сокращению народонаселения в течение 18 века со 100 до 90 миллионов человек. Народонаселение Америки в 16 веке - в начальный период европейской колонизации, когда погибли многие миллионы индейцев, резко сократилось, но уже с середине 18 века начало быстро увеличиваться как за счет притока массы переселенцев из других частей света (Европы, Африки), так и за счет высоких темпов естественного прироста населения. Аналогичная картина наблюдалась в Австралии и Новой Зеландии. В 20 веке и особенно после 2-й мировой войны значительно ускорился рост народонаселения в большинстве так называемых развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, что связано с проведением там ряда мероприятий по борьбе с высокой смертностью и быстрому снижению ее (при сохранении высокой рождаемости). Это привело не только к повышению доли народонаселения этих стран в общей массе народонаселения земного шара, но и к ускоренному росту народонаселения всего мира. По имеющимся оценкам, к 2000 оно, по-видимому, достигнет 5-6 миллиардов человек, в том числе в СССР - 350 миллионов, зарубежной Европе - около 525, зарубежной Азии - 3310, Африке - около 770, Северной Америке - свыше 350, Латинской Америке - свыше 620, Австралии и Океании - около 30 миллионов человек.

Проблемы народонаселения, и в частности вопрос о влиянии роста народонаселения на ход исторического развития, отличаются большой сложностью. Ряд зарубежных буржуазных ученых вслед за Мальтусом, который считал, что рост народонаселения обусловлен "вечным" биологическим законом народонаселения, и пытался оправдать пороки капиталистического общества и тяжелое положение трудящихся тем, что они "излишне быстро размножаются", рассматривает "биологически-стихийный" рост народонаселения как тормоз развития общества (см. в ст. Мальтузианство), Всевозможные реакционные теории народонаселения (в том числе и такие, которые решение проблем народонаселения ищут в империалистических войнах, сопровождающихся огромной убылью населения) имеют в работах современных буржуазных исследователей по общей демографии широкое распространение (разбор этих теорий см. в работах: Б. Я. Смулевич, Критика буржуазных теорий и политики народонаселения, М., 1959; Д. И. Валентей, Реакционные теории народонаселения периода общего кризиса капитализма, М., 1963).

В работах историков, придерживающихся методологии плюрализма, народонаселение нередко рассматривается как главный фактор прогресса в развитии общества.

Основы марксистского подхода к проблемам народонаселения были заложены К. Марксом, который установил, что "...всякому особенному историческому способу производства... свойственны свои особенные, имеющие исторический характер законы населения" ("Капитал", т. 1, 1955, с. 637, см. также В. И. Ленин, Соч., т. 1, с. 433). Исследователи-марксисты в освещении проблем народонаселения исходят из необходимости такого исторического подхода к вопросам народонаселения и определяют место народонаселения среди других факторов общественного развития, руководствуясь методологическими принципами исторического материализма об определяющем влиянии на историческое развитие способа производства материальных благ. Опыт истории показывает, что общее возрастание народонаселение мира в ходе многовекового развития человечества оказывало положительное влияние на прогресс исторического развития, будучи само обусловлено в конечном счете прогрессивным развитием социально-экономических условий жизни общества. Малочисленность и разобщенность человеческих коллективов в первобытную эпоху несомненно тормозили темпы прогресса; в некоторых изолированных областях земного шара (например, в доколумбовой Америке и в Австралии) это привело к общему отставанию в социально-экономическом и культурном отношении по сравнению с заселенными областями Старого света. В отдаленном прошлом, когда военная и политическая сила определялась главным образом числом взрослых мужчин, способных владеть оружием, более крупный народ или страна с большим населением при прочих равных условиях имели явные преимущества; многолюдные страны могли развиваться быстрее экономически из-за возможности более легкого и широкого разделения труда и дифференциации профессий и т. д. Однако при решении вопроса о влиянии народонаселения на историческое развитие важен не сам рост народонаселения и не плотность его как таковая, а характер связи роста, плотности и других показателей народонаселения с уровнем развития производительных сил и производственных отношений - рост народонаселения по-разному взаимодействует с социально-экономическими факторами. В одних случаях он создает значительные трудовые ресурсы, которые могут быть продуктивно использованы для быстрого развития производительных сил, в других - он не оказывает существенного влияния на экономику, в третьих - может даже осложнить экономическое развитие, в частности в условиях отсталой экономики, когда рост народонаселения по темпам обгоняет рост производства, прежде всего сельскохозяйственного. Так, в современных условиях ускорившийся рост населения земного шара создает определенные проблемы народонаселения, прежде всего в развивающихся странах Азии и Африки, где в условиях экономической отсталости, наличия безработицы и скрытого аграрного перенаселения он вызывает серьезные экономические затруднения. Ученые-марксисты видят разрешение этих проблем народонаселения в первую очередь в коренных социально-экономических преобразованиях, на основе экономического и культурного подъема, ибо в благоприятных общественных условиях рост народонаселения не затрудняет экономическое развития, а оказывает на него стимулирующее воздействие. Анализ проблем, связанных с народонаселением, в каждом отдельном случае требует учета конкретных исторических условий. Так, открытый К. Марксом закон народонаселения капиталистического общества, объясняющий образование избыточного рабочего населения при капитализме, неприменим к народонаселению социалистической формации.

В. И. Козлов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.

Литература:

Капитал, т. 1, гл. 23, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23; Ленин В. И., Экономич. содержание народничества..., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 437-534 (т. 1, с. 430-84); его же, Рабочий класс и неомальтузианство, там же, т. 23 (т. 19); Каутский К., Размножение и развитие в природе и обществе, М.-П., 1923; Урланис Б. Ц., Рост населения в Европе, М., 1941; его же, Войны и народонаселение Европы, М., i960; его же, Динамика и структура населения СССР и США, М., 1964; Боярский А. Я., Шушерин П. П., Демографич. статистика, 2 изд., М., 1955; Валентей Д. И., Проблемы народонаселения, М., 1961; Яцунский В. К., Изменения в размещении населения Европ. России в 1724-1916 гг., "ИСССР", 1957, No 1; Рашин А. Г., Население России за 100 лет (1811-1913), М., 1956; Кабузан В. М., Народонаселение России в XVIII - 1-й пол. XIX вв., М., 1963; Копанев А. И., Население Рус. гос-ва в 16 в., ИЗ, 1959, т. 64; Численность и расселение народов мира, М., 1962; Население мира, М., 1965; Население земного шара. Справочник по странам, М., 1965; Beloch К. I., Die Bevölkerung der griechisch-römischen Welt, Lpz., 1886; его же, Bevölkerungsgeschichte Italiens, Bd 1-3, B.-Lpz., 1937-61; Krzywicki L., Primitive society and its vital statistics, Poznan, 1934; Lorimer F., Cultural and human fertility, P., 1954; Chevalier A., L'histoire des populations aux époques antérieurs а la statistique, P., 1950; Russel Y. C., Late ancient and medieval population, Phil., 1958; Reinhard M., Armengaud A., Histoire générale de la population mondiale, P., 1961; IX Congrès international des sciences historiques. Rapports, P., 1950, p. 9-109 (Antropologie et démographie; там же - обзор зарубежных работ по ист. демографии, вышедших до 1950); Determinants and consequences of population trends, N. Y., 1954; Congrès et colloques de l'université de Liége. Problèmes de mortalité. Méthodes, sources et bibliographie en démographie historiques, v. 33, Liége, 1965; Population in history. Essays in historical demography, ed. by D. V. Glass and D. E. С. Eversley, L., 1965; Eldridge H. T., The materials of demography, N. Y., 1959.