Конфуцианство в Китае XVIII века (Шоссанд, 2016)

КОНФУЦИАНСТВО — ОСНОВА ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА. То, что принято называть конфуцианством, в Китае именуется жуцзяо — «учение книжников». Фигуру Конфуция в этом учении на первый план выдвинули иезуиты; они же придумали и латинизированную форму его имени. Китайцы зовут его Кунцзы — «учитель Кун» 1.

Конфуций жил в VI—V вв. до н.э. 2 — смутное в политическом плане время. Царь государства Чжоу — главной силы тогдашнего Китая — не был верховным государем над своими вассалами: те пытались стать независимыми местными правителями. Войны ожесточались, геополитическая ситуация была весьма нестабильной. Конфуций всю жизнь переезжал из княжества в княжество, пытаясь найти такого правителя, который внял бы его советам, но никого не нашел. Предание, составившееся после его смерти, изобразило его как «некоронованного царя» (су ван), достойного быть государем по своим высоким качествам, но никогда не имевшего реальной власти.

Учение Конфуция касалось главным образом двух тесно связанных тем: личной этики и политической философии. По Конфуцию, мир был устроен хуже, чем прежде, потому что люди забыли обряды, старшинство, иерархию, сыновнюю почтительность (сяо), а главное — не имели больше человеколюбия (жэнь) друг к другу. Иными словами, мир рушился, потому что люди стали слишком индивидуалистичны. Чтобы восстановить социальные узы, требовалось возобновить старые обряды.

Конфуций представлял сам себя не как изобретателя нового учения, а как простого хранителя клонящейся к упадку традиции. Это учение он сумел сообщить многочисленным ученикам, которые из поколения в поколение развивали и обогащали его, добавляя новые элементы — например, соответствующую космологию (см. гл. X, раздел «Здравоохранение и медицина»). Это учение книжников, которое среди прочего противопоставляли учению «законников» 3 — официальному учению первой империи Цинь, — при династии Хань получило законченную форму и стало официальной доктриной империи. В течение последующих веков оно оттачивалось, модифицировалось, каждое столетие клало свой камень в общее здание конфуцианства. Один из важнейших этапов относится к династии Сун и связан с философом Чжу Си (1130—1200), который дал конфуцианству новый импульс. Это направление на Западе получило название неоконфуцианства.

Конфуцианская идеология основана на канонических книгах, называемых Каноном (цзин), которых при династии Сун насчитывалось тринадцать. Эти книги составляли базу образования  (см. гл. X, раздел «Образование» и гл. III, раздел «Отбор и прохождение службы чиновников»), а также семейной, политической и социальной этики в Китае. В целом этот корпус включает тексты весьма разнообразной природы, так же как и книги, составляющие Библию: здесь мы найдем гадательную книгу, словарь, поэтический сборник, историческую летопись, инструкцию по официальным церемониям, сборники философских диалогов и историй. Невзирая на такую разнородность, большинство текстов привязано к центральному на китайский взгляд пункту: отношениям между людьми. Как вести себя с другими людьми? Как найти свое место в обществе? Как стать хорошим человеком? Как должен поступать просвещенный государь? Вот вопросы, которые ставят перед собой ученые книжники, а ответы, как они думают, находятся в Каноне. Но эти книги, в отличие от Библии, почти не говорят о потустороннем мире, о богах и других метафизических предметах. Напротив, содержание Канона вполне прагматично и довольно приземленно. Здесь Бог не разговаривает с людьми, но в текстах встречаются все же указания, относящиеся к религиозным жертвоприношениям и совершению обрядов. Кроме того, канонический конфуцианский корпус не воспринимался как замкнутая и незыблемая целостность, что объясняет, отчего он в течение веков изменялся и к эпохе Сун составил тринадцать трактатов. Сочинение включалось в Канон тогда, когда его содержание считали достаточно важным, чтобы в самом деле нечто добавить к конфуцианской ортодоксии. Очень часто эта канонизация происходила де-факто. Так, «Беседы»

Конфуция — книга первостепенной важности для официального учения — были включены в Канон только в эпоху Сун.

Примечания

1. Или Кун Фу-цзы, откуда «Конфуций».

2. Традиционные даты жизни: 551—479.

3. Кит. фацзя, по-русски обычно «легисты».

Шоссанд Д. Китай в XVIII веке. Расцвет империи Цин / Дамьен Шоссанд. – М., 2016, с. 149-152.