Аполлоническое и дионисическое
АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ И ДИОНИСИЧЕСКОЕ - две стороны жизни культуры: светлое, гармоничное, разумное начало, очищающее от страстей, выражающееся в чувстве меры и порядка и в созидании красоты законченных форм, и динамично-экстатическое, порывистое, творчески-обновляющее, внеморальное, отказывающееся от сложившихся форм и авторитетов. Последнее в своих крайних проявлениях иррационально до безумия, опасно своим демоническим весельем, оргийно до свирепости, срывается в разрушительный бунт, противится оформлению и мере, но, в лучших своих выражениях оно чутко к трагизму жизни.
Различение введено Ф. Шеллингом и затем богато расписано Ф. Ницше. Дионисийский опыт Ницше К.Г. Юнг считал .роисходящим от буйного Вотана, в чем сам Ницше не отдавал себе отчета. Некоторые все же признавали его известную правоту в отношении нецерковной культуры: дионисизм - вневременное начало духа, животворящее жизнь. (В. Иванов), но оно отрицало закон во имя свободы и нуждалось в противовесе аполлонического разумно-созидательного, священноначального и законодательного начала - властного глагола, скрижали непреложной., с требованием самообладания и душевного равновесия. Культура христианская имеет не только космические, но и сверхкосмические инспирации. Свящ. П. Флоренский писал о дионисическом расторжении уз видимого, нужном для аполлонического видения мира духовного. Г. Федотов различал действие двух начал – от Логоса и от Св. Духа: первое - это созидание нового бытия в нашем мире Словом Божиим, а второе выражается во вдохновляющем воздействии Духа.
Василенко Л.И. Краткий философско-религиозный словарь. М., 1996.