Колдовство

КОЛДОВСТВО — определение, относящееся к «черной» (вредоносной) магии, либо негативная церковная характеристика любых магических действий, связанных с верованиями в сверхъестественную силу воздействия на человека, общество и природу заговоров, заклинаний, гаданий, волхвований и разного чародеяния. Колдовство, как правило, занимались лица, обладавшие даром предвидения, пророчества, врачующего знахарства и др. необыкновенными способностями, которые обеспечивали им влияние и уважение среди соплеменников. В разное время и у разных народов такие люди именовались жрецами, магами, друидами, шаманами. На Руси колдунами считали волхвов, а позже, в зависимости от специализации магических действий, знахарей, заговорщиков, ворожеев, ведунов, чаровников, чародеев. Женскими ипостасями колдунов соответственно были знахарки, ворожеи, ведуньи и вещуньи, гадалки и чародейки. Нередко ко всем им применялось обобщенное название — ведьмы. Отличить колдовскую черную магию от пережиточных языческих способов общения с таинственными, сверхъестественными силами не всегда возможно из-за тенденциозного христианского негативизма в отношении любой магии. Однозначно полезной магией занимались знахари и знахарки, сочетавшие навыки народной медицины с заговорами и намеренным использованием церк. приемов (крест, молитва, отречение от нечистой силы). Устный и письменный заговор с точки зрения церкви считался колдовским приемом. Однако практика заговоров была чрезвычайно широко распространена. Заговорам приписывали силу охранять от несчастий, спасать от болезней и смерти. Заговорные формулы сопровождались простыми и сложными магическими действиями в пространстве и времени, причем описание действий обычно содержалось в словесной форме заговора. В заговорах часто прибегали к манипуляции с незамысловатыми предметами. Обычно использовались пища, одежда, след человека. Использовались также предметы, имевшие сакральную силу (обереги, камни, коренья). Обращались к стихиям воды, земли, огня. В помощь призывали умерших. Особый род заговоров составляли заклинания в форме приказания, основывавшиеся на вере в сверхъестественную силу слова. Практиковались разные типы заговоров: на болезни, врагов, от смерти, грома, лихого человека, воров и разбойников, на любовь, защиту домашнего скота, пособие в хозяйственных делах, промыслах и пр. Обозначенный здесь в далеко не полном объеме магический комплекс с точки зрения его неканоничности подпадал под определение «колдовство». Колдовскими же в полном смысле были лишь вредоносные действия, направленные на порчу, сглаз, разлучение супругов, насылание вреда скотине, урожаю, хозяйству. Все это — специализация тайной злокозненной магии, о которой повествуют протоколы судебных заседаний 17—18 веков. Считается, что вредоносные маги-колдуны, отрекшись от Бога и веры, заключают союз с нечистой силой (расписка, клятва). Колдунам приписывалась способность превращаться (оборачиваться) самим и превращать других людей в разных животных. Институт черных магов держался на преемственности и предполагал прохождение обучения на колдуна после обряда отречения от Бога и церкви. Колдовскими свойствами в традиционных народных представлениях наделялись потомственные представители некоторых важных в хозяйственной жизни профессий, связанных с производственными секретами (кузнец, плотник, печник) и верой в таинственную власть над природными стихиями (мельник, пчеловод, пастух). По повериям, сверхъестественные способности могли наследоваться от умирающего чародея-колдуна, который мучился и не мог уйти из жизни до тех пор, пока не передавал какую-либо свою силу. Вредоносные свойства приписывались колдуну и после смерти. Существовал специальный обряд обезвреживания умерших колдунов вбиванием в труп осинового кола и подрезанием жил. 

На Руси после физической расправы над волхвами в 11 и 13 веках волхвование и различные приемы колдовской магии преследовались вместе с другими пережитками язычества. С 14 века начинается жесткое преследование пережитков язычества и любых магических действий, подпадающих под собирательное церковное определение колдовства. Специальное вычленение в колдовстве вредоносной магии начинает прослеживаться позже, по материалам судебных процессов 17—18 веков. Преступной считалась любая магия с использованием заговоров, но, как правило, только в случаях, когда устанавливалась реальная причастность колдовавшего к смерти или болезни, к нему применялась высшая мера. Остальные колдовские действия, в том числе использование вполне невинных охранительных словесных и письменных формул, карались длительными сроками тюремного заключения. Преследование колдовства в России, однако, не вылилось в изощренные инквизиторские формы, какие рекомендовались на Западе «Молотом ведьм» (15 век), и не приняло таких масштабов, как средневековые европейские процессы ведьм.

Для настоящего времени характерно появление модифицированных колдунов, заполняющих вакуум, образовавшийся с исчезновением традиционного колдовства. Особенно заметна их активизация в современных кризисных условиях духовной жизни.

В. В. Мильков

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 174-176.

Понятие: