Энтелехия

ЭНТЕЛЕХИЯ (греч. εντελέχεια, от εντελής — законченный, завершённый и έχω — имею, нахожусь в состоянии; собственно — нахождение-в-состоянии-полной-осуществлённости, осуществлённость), один из двух терминов философии Аристотеля (наряду с энергией) для обозначения актуальной действительности предмета, акта в отличие от его потенции, возможности (см. Акт и потенция) бытия; неологизм Аристотеля. В «Метафизике» (1047 а 30, ср. 1050 а 23) энергия означает у Аристотеля действие, переход от возможности к действительности, а энтелехия — конечный результат этого перехода. Однако в большинстве случаев Аристотель не соблюдает этого различия и употребляет термины «энергия» и «энтелехия» как синонимы. Поскольку материя, согласно Аристотелю, есть чистая возможность, то энтелехия как противоположность потенциальности приближается к понятию формы (ср. «О душе» 414 а 16), а т. к. конечный результат процесса актуализации есть его цель (греческий телос означает одновременно и «конец» и «цель»), то энтелехия соответствует целевой причине. Существенную роль понятие энтелехия играет в психологии Аристотеля, определяющего душу как «первую энтелехию естественного тела, потенциально обладающего жизнью» («О душе» 412 а 27). Именно здесь Аристотель различает «первую» (или простую) энтелехию и «вторую» (высшую) Энтелехия: так, знание (эпистеме), понимаемое как «первая» энтелехия, может осуществить себя далее в «умозрении» как энтелехия второго порядка. В латинской схоластике (в частности, у Фомы Аквинского) и энергия, и энтелехия переводятся одним термином «акт» (actus).

В философии нового времени понятие энтелехия возрождается у Лейбница, относившего его к монадам (у самого Аристотеля энтелехия никогда не имела предметного смысла). Употребление термина «энтелехия» в виталистической биологии (например, у Дриша) в смысле целесообразно действующей жизненной силы также существенно уклоняется от словоупотребления Аристотеля.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература:

Burchard H., Der Entelechiebegriff bei Aristoteles und Driesch, Quakenbrück, 1928 (Diss.); C

hung-Hwan С h.. The relation between the terras ενέργεια and εντελέχεια in the philosophy of Aristotle, «Classical Quarterly», 1958, v. 8, p. 12—17;

Arnold U., Die Entelechie, W.— Munch., 1965;

Понятие: