Микрофизика власти

МИКРОФИЗИКА ВЛАСТИ (фр. microphysique du pouvoir) - одно из центральных понятий философии М. Фуко 1970-1980-х годов. Проблема власти проходит «красной нитью» через все его мышление. Власть, согласно М. Фуко, не есть власть правительства или какого-либо аппарата, гарантирующего порядок в государстве. Власть не есть и тип подчинения, отличный от насилия. Власть не есть, наконец, и система господства, удерживаемого одной группой в отношении другой и обусловливающего поляризацию общества на два лагеря. Скорее, власть - это многообразие отношений сил, заполняющих и организующих определенную сферу; это игра, в ходе которой сталкивающиеся друг с другом тенденции усиливают, изменяют, переворачивают силовые соотношения.

Условие возможности власти заключено не в изначальном существовании неких определяющих инстанций (таких, как государственное насилие или государственный суверенитет), от которых были бы производны низшие формы власти, а в «вибрирующем цоколе соотношений сил», постоянно порождающих ситуации власти и всегда носящих нестабильный и локальный характер. Власть вездесуща не потому, что наделена привилегией все собирать в единство, а потому, что она производится в любой момент и в любом месте. Поэтому она не воплощена в некоем центральном институте и не является «властностью властвующего», но представляет собой поле возможностей, создаваемое спонтанными соотношениями сил. 

Власть не сводима к репрессии. Если власть ограничивается только функцией подавления, т.е. используется как чисто негативная власть, она становится чрезвычайно хрупкой. Власть сильна там, где производит положительные эффекты на уровне влечения. Это относится и к уровню знания. Власть не препятствует знанию, а производит его. Знание не освобождает от власти (над нашей душой, нашим телом, нашим полом); производство знания само есть составная часть распространения и осуществления власти, а значит - подчинения индивидов той власти, которую они сами породили.

Власть не есть нечто, что можно захватить и делить, отнять и удержать, ибо она осуществляется в бесчисленных точках, в игре неравных и подвижных отношений. Отношения власти не рядоположены другим (экономическим, познавательным, половым) отношениям, а имманентны им. Властные отношения, таким образом, не следует связывать с отношениями насилия; они принадлежат не столько общественной надстройке, сколько базису общества. Они присутствуют везде, где есть воздействующие друг на друга различные силы. В этом смысле власть не спускается «сверху», а приходит «снизу». Отношения власти носят одновременно и интенциональный, и несубъективный характер. С одной стороны, не существует власти, которая бы не развертывалась в качестве ряда намерений и целеполаганий; с другой стороны, власть далеко не является результатом выбора или решения индивидуального субъекта. Поэтому поиски «генерального штаба», несущего ответственность за рациональность власти, лишены смысла. Ни правящие касты, ни общественные группы, контролирующие государственный аппарат, ни хозяйственные структуры, принимающие важнейшие экономические решения, не обладают полной властью, не имеют в своем распоряжении всю функциональную сеть общества.

Особое место в своих исследованиях по микрофизики власти М. Фуко уделяет истории возникновения позитивной власти над телом и духом, сложившейся в течение последних трех столетий, а также того, с какими специфическими техниками она связана (этот тип власти М. Фуко называет «биовластью»).

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 154-155.