Муспель

МУСПЕЛЬ - [в мифологии германцев] огненная страна, существовавшая до начала творения. Сыны Муспеля на последнюю битву с богами примчатся по радужному мосту Биврест, и он под ними разрушится.

[Муспель и его сыны - обитатели огненого мира, существовавшего до Творения. Невольно возникает сравнение с ведическими асурами, предшествениками богов девов и их извечными противниками. У германцев хаос побеждает гармонию, но мир после гибели возрождается. То же мы видим в Ригведе. Это очень древние параллели весьма древнего предания.]

Духовный мир германцев изобилует великанами, карликами, духами и героями. Его богатство отражено в образе ясеня Иггдрасиль.

Кельтская и германская мифологии, помимо прочего, близки одной особенностью, весьма интересной и содержащей глубокий смысл. Боги Племён богини Дану в сагах кельтов Ирландии представлены четвертой волной завоевателей, пришедших в Британию с таинственных северных островов. Боги асы пришли в Скандинавию из Асгарда, из страны лежащей восточней Танаксвиля (Дона). На пути асы, ведомые Одином, миновали земли Гардарики (Руси), Саксонии и Дании. Боги асы ведут происхождение от великанов.

В то же время предания и пантеоны германцев и кельтов сохраняют древнейший пласт, восходящий к эпохе праиндоевропейского пантеона и свода преданий.

Возвышение богов из Племен Богини Дану и богов асов это свидетельство некогда произошедшей духовной реформации, пережитой кельтами и германцами на вновь занятых землях. В известном смысле, в общий ряд с духовными реформациями кельтов и германцев можно поставить рождение зороастризма - свидетельство великой духовной реформы в Азии. Эпоха возникновения и начального этапа развития зороастризма приходится на XIII-VIII вв. до н.э. Курганы, высящиеся в Упсале, относят к XV в. до н.э. Именно с Упсалой северогерманские саги связывают приход и начало господства богов асов в Скандинавии. Приход кельтов на острова британского архипелага принято относить на VI-V вв. до н.э. Это означает, что эпоха господства в Ирландии богов из Племен Богини Дану приходится на XII-VII вв. до н.э. Вывод из сказаного таков: эпоха духовных реформаций индоевропейских народов континента приходится на XV-VII вв. до н.э.

Еще одно замечание нельзя не высказать. Складывается впечатление, что боги из Племен Богини Дану кельтов британского архипелага и боги асы германцев Скандинавии, не имеющие соответствий в пантеонах иных индоевропейских народов, есть не кто иные как некогда жившие вожди, герои и духовные апологеты, впоследствии обожествленные. Предания прямо указывают на родителей богов. У кельтов Ирландии это богиня Дану, у германцев Скандинавии это великан Бор и иные великаны и великанши. Существует немало примеров, из более близких к нам по времени эпох, обожествления некогда живших людей.

Вне всякого сомнения, нельзя утверждать земное происхожденее и принадлежность к человеческому роду всех индоевропейских богов, но многих богов это может затрагивать.

Гудзь-Марков А.В. Пантеон богов индоевропейцев и парапантеон. М., 2001, с. 69.

Понятие: