Протестантская теология

ПРОТЕСТАНТСКАЯ ТЕОЛОГИЯ — религиозно-теоретическое обоснование понятий и принципов протестантской разновидности христианства. Основными источниками протестантской теологии являются идеи Реформации, которые в настоящее время подвергаются обсуждению, особенно в рамках экуменические дискуссии, а также взгляды представителей мировой светской философии (Лейбниц, Кант и др.). Философские проблемы в протестантизме ставились и решались в контексте теологии. Основными вехами протестантской идеологии были: ортодоксальная теология 16 века (Лютер, Кальвин); либеральная теология 18 - 19 веков (Шлейермахер и др.), диалектическая теология (Барт, Нибур) и протестантский экзистенциализм (Тиллих) первой половине 20 века; новая теология, сложившаяся под влиянием идей Бонхёффера и др. (вторая половина 20 века). Философско-теологические концепции протестантизма включаются в систему немарксистской философии непосредственно (религиозно-философские разновидности экзистенциализма, диалектическая теология) или через религиозную философию (либеральная и фундаменталистская теология). Протестантская теология выражает фидеистскую и примыкает к антропологической тенденции немарксистской философии (экзистенциализму) и вместе с тем ищет контакты с сциентистско-ориентированными философскими течениями Запада: позитивизмом (философией опыта, аналитической философией), структурализмом. В протестантской идеологии существуют две основные теологические тенденции — оценка наследия протестантизма времен Реформации и оценка проблемы связи христианства с современностью: с одной стороны, адаптация христианства к современной науке и культуре, с другой — отрицательная реакция на это приспособление. На протестантскую теологию 20 века большое влияние оказала борьба модернистских и консервативных направлений в теологии. Своеобразной реакцией на богословский модернизм была диалектическая теология, утверждающая религиозные принципы через отрицание и противоречие; Тиллих, Бультман для обоснования и обновления христианских догматов обращаются к экзистенциалистской философии, опираясь на идеи Кьеркегора, Бубера, Хайдеггера. Тиллих при помощи понятий «корреляция» и «кайрос» (процесс, его типы и движущие силы) представляет христианскую теологию частью единого культурного комплекса. Бультман, опираясь на идеи экзистенциальной герменевтики и демифологизации, приспосабливает исследование библейских текстов к современности. В последние десятилетия выдвигаются различные концепции секулярного христианства (см. Секулярная теология) (Кокс, Альтицер и др.). Общепротестантские принципы личного контакта верующих с богом преломляются в теологию процесса (Огден, Кобб); сочетание модернистских идей с традиционными концепциями христианства присуще теологии надежды (Мольтман). Этим направлениям противостоят идеи неоконсервативного христианства морального большинства. В протестантской теологии представлены различные конфессиональные положения и общие протестантские доктрины, которые служат основой экуменической теологической дискуссии.

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 208-209.