Агитация (БСЭ, 1926)

АГИТАЦИЯ, является важнейшим средством политической борьбы классов и партий. Агитация — наиболее важное орудие борющейся политической партии, стремящейся сорганизовать вокруг себя, вокруг своих задач, силы своего класса и привлечь политических союзников из других классов. Агитация есть воздействие на сознание и настроение масс для того, чтобы привлечь их на сторону определенных общественно-политических идей и обеспечить активную поддержку этих идей. Посредством агитации партия, осуществляя свое руководство классом, становится его организатором и вождем. Средствами агитации являются устные и печатные выступления, газеты, листовки, митинги, художественно-изобразительная форма (плакат, карикатура, агитационная пьеса, фильмы и т. д.). В арсенале буржуазии агитация является дополнением к средствам государственного воздействия на массы (полиция, тюрьмы, юстиция и т. п.), с целью укрепления своего господства над трудящимися массами. Чтобы оправдать свое господство, эксплуатацию, спекуляцию, войны и т. д. — буржуазия строит свою агитацию на лжи. Обман народных масс — универсальное средство всех буржуазно-демократических, либеральных, консервативных партий. Буржуазные газеты — очаги лжи, изо дня в день сеющие ложь среди рабочих, крестьян, городского мещанства. Дурача народ демократическими «свободами и свободою слова и печати — буржуазия знает цену этих «свобод». Частная собственность, громадные капиталы делают капиталистов фактическими монополистами этих свобод. Владея главными типографиями, громадными запасами бумаги, капиталисты и их приказчики превратили газеты в сильнейшее орудие обмана и развращения народных масс. Буржуазные партии и правительства располагают сотнями тысяч наемных и добровольных агитаторов (попы, буржуазные журналисты, адвокаты, педагоги и т. д.). «В капиталистическом обществе главные вопросы экономической жизни трудящихся, их положение голодного или хорошего существования — решает капиталист, как господин, как бог!.. Во всех капиталистических странах, в демократических республиках внимание народа во время таких периодов отвлекается той продажной буржуазной прессой, которая называется свободой слова, которая сочиняет и пускает в ход все, чтобы надуть, обмануть эту массу!» (Ленин, речь на IX съезде РКП). — В настоящее время, когда уроки войны и революции многим, даже отсталым рабочим и крестьянам, раскрыли глаза на капиталистические порядки, буржуазии приходится, наряду с насилием, прибегать к утонченным формам обмана, пользуясь для этого социалистами, которые всюду и везде выступают с контрреволюционной агитации против передовых рабочих. Социалисты выполняют роль агитаторов буржуазии, используя остатки своего влияния на массы, не вполне изжитое доверие к социалистическим вождям, чтобы проводить подчинение масс буржуазным влияниям. Второй Интернационал превратился, фактически, в агитпроп международной буржуазии. Ряд социалистов является оплачиваемой агентурой буржуазии, работая в буржуазных газетах и журналах. На совершенно иных началах строится агитация партии пролетариата — коммунистической партии. В деятельности РКП, которая поставила себе задачей и добилась ее осуществления — руководить миллионами трудящихся в деле борьбы за социалистический строй — агитация, естественно, играла огромную роль. Опираясь на элементы политического недовольства и протеста, концентрируя всю свою агитацию на основных и главных фактах и выводах, партия оформляла и организовывала это недовольство в могучее политическое и экономическое движение рабочих, крестьян и солдат против царизма, против Милюковско - Керенского Временного правительства буржуазии, против предательской линии меньшевиков и эсеров. Сила большевистской агитации в том, что, будучи органически связана с рабочими массами, партия умела бить в каждый данный момент в нужную точку, правдиво вскрывая все, не замазывая, не затушевывая ничего. Правдивость— основная причина влияния большевистской агитации на трудящиеся массы. Партии рабочего класса, борющегося за диктатуру этого класса, за переустройство мира в интересах большинства человечества, нечего скрывать от своего класса. «Во всех своих листках белогвардейцы пишут, что у большевиков прекрасная агитация, что они не жалеют денег на агитацию. Но ведь народ слышал всякую агитацию, и белогвардейскую, и учредиловскую. Смешно думать, что он пошел за большевиками потому, что их агитация была более искусна. Нет, дело в том, что агитация их была правдива» (Ленин, Речь на беспартийной конференции Красно-Пресненского района). В разные исторические периоды партия имела разные узловые пункты своей агитации. В 1917 году содержание агитации определило стремление свалить правительство капиталистов. В 1918—1920 годы партия стремится поскорее окончить, победоносно для пролетариата и советской страны, гражданскую и связанную с нею внешнюю (с польскими панами) войну. Партия своим лозунгом «все на борьбу» объединяет и организует миллионы рабочих и крестьян. Надо, героическими мерами, снабжать хлебом армию и рабочих, — партия всю агитацию ведет под лозунгом «все на работу по продовольствию». 1922 — 1924 годы были периодом упадка агитационной работы; партия главное внимание обратила на углубленную пропагандистскую работу. XIII Съезд партии восстановил значение и роль агитации —как орудия связи с массами, массового политпросвещения и организации масс вокруг советов и партии для хозяйственного и культурного строительства.   

С. Сырцов.

Большая советская энциклопедия. Гл. ред. О.Ю. Шмидт. Том первый. А – Аколла. – М., АО Советская энциклопедия. – 1926. Колонка. 418-420.

Понятие: