Душа (Кузнецов, 2007)

ДУША (греч. – ψυχή — дыхание, дух, душа, жизнь; лат. anima, animus — дуновение, жизненная сила, существо, разумная душа, дух; англ. soul; нем. Seele) — универсальный концепт, обозначающий жизненную сущность преимущественно человека (но также животных и пр.), отличную от тела (дихотомия) и духа (трихотомия); внутренний психический мир человека или божества. Слово «Д.» — производное от «дух» (dux-i-a), происходит от индоевропейского корня dheus- // dhus- со значением «разлетаться, рассеиваться» (об искрах, пыли, дыме, дыхании). В ста-рославянском языке смысл слова «доуша» восходит к смыслу слова «дъхъ» со спектром значений: дыхание (дъхновение), запах, ду-новение, воздух, жизнь.

Архаичные религиозно-мифологические представления о Д. связаны с олицетворением отдельных органов и функций человеческого организма: дыхания, крови/кровообращения, сознания, чувства, движения. Английский этнограф XIX в. Э.Б. Тайлор, создатель теории анимизма, определял Д. как «...тонкий, невещественный человеческий образ, по своей природе нечто вроде пара, воздуха или тени» (Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. С. 213). Д., согласно определению Тайлора, является причиной жизни, сознательных и волевых импульсов, способна во время «пограничных» состояний (сна, обморока, экстаза, болезни) или навсегда (в случае смерти) покидать тело, практически мгновенно преодолевать пространство, будучи неосязаемой, обнаруживать физическую силу, являться другим людям в качестве антропоморфного «двойника», вселяться в чужие тела, в том числе животных и растений. Немецкий психолог В. Вундт в начале XX в. предложил различать древнейший пласт восприятия Д. как «телесной», сконцентриро-ванной в жизненно важных органах: глазах, сердце, почках, гениталиях и пр., и более поздний — как «свободной» Д. (дыхание и тень/фантом). Английский этнограф Дж.Дж. Фрэзер (XIX—XX вв.) обратил внимание исследователей на бытующую в тотемистических племенах веру в наличие «внешней» Д., которую хозяин при помощи колдуна ради безопасности прячет в каком-либо постороннем предмете, при этом Д. ассоциируется с жизнью и здоровьем. В родопле- менных и народно-национальных религиях широко представлены верования во множе-ственность Д. По древнеегипетским пред-ставлениям, в человеке обитало три Д.: орни- томорфные ка (небесный двойник тела) и ба (олицетворение жизненной силы и могущества), и антропоморфный акх (блаженная, просветленная сущность). По древнекитайским воззрениям, в человеке существует десять Д. двух видов: три Д. хунь и семь Д. по. Хунь — сгустки положительной (ян) «пнев- мы» (ци), они обусловливают сознание и мышление; по — сгустки отрицательной (инь) ци и обеспечивают жизнедеятельность организма. Хунь после смерти индивида становятся единым духом шэнь, который возносится к небесной ци (тянь ци), а по продолжают находиться вблизи трупа, принимая вид демона/призрака (гуй). После разложения тела гуй уходит тенью в подземное царство мертвых (хуан цюань) или же растворяется в земной ци (ди ци). У тюркоязычных горноалтайских народов кроме общего понятия Д. (сюне) имелись еще термины для обозначения различных видов Д.: тын (дыхание), кут (жизненная сила), джула и сюр (двойник), аруу кёрмёс («чистый невидящий» - добрая Д.), дьяман кёрмёс («нечистый невидящий» — злая Д.) и материализации двух последних (джел-салкын — небесный «ветерок» и юзют — подземный «вихрь»). В иудаизме знаком наличия Д. (нефеш — дословно «живое существо») считалась кровь. Отсюда — ветхозаветный запрет на употребление в пищу крови (Лев., 17, 14). Словом «нефеш» обозначался также ум животных, а человек мыслился не только оживотворенным телом (басар), но и одушевленным свыше, дуновением Духа (руах — дословно «дыхание») Божия (Быт., 2, 7). В талмудической традиции возникает мнение о том, что в канун шаббата правоверному иудею ниспосылается «добавочная» Д. (нешама иетера), покидающая его на исходе шаббата (Беца, 16а).

Слово ψυχή у Гомера встречается в значениях «жизненной силы» и «призраков умерших» — обитателей Аида, лишенных памяти и рассудка; у орфиков и пифагорейцев (VI в. до н.э.) — в значении бессмертного «даймона», подверженного метенсоматозу (перевоплощению в тела людей, животных и растений): «...в наказание за что-то Д. сопряжена с телом (ошца) и похоронена в нем, как в могиле (стг|ца)» (Филолай, фр. В 14 DK). Для ранней древнегреческой натурфилософии (Фалеса, Анаксимена, Гераклита, Диогена Аполлонийского) было характерно «учение о всеобщей одушевленности универсума», т.е. гилозоизм — взгляд на жизнь как имманентное свойство праматерии. Гераклит (VI в. до н.э.) отождествляет Д. с воздухом и испарением [фр. 66а, Ь, с, е M<arcovich>], свечением и светом [фр. 68а М], с жизнью [фр. 70 М], с субстратом сознания и нравственности, различая при этом влажные [фр. 66d, 69 М] и сухие — «мудрейшие и наилучшие» души [фр. 68 М]. Ионийская традиция понимает Д. как мировую, а также как воздух, дыхание, жизнь. Демокрит (IV в. до н.э.) предполагал наличие в теле «огненной» Д., состоящей из шарообразных атомов огня. Платон разработал детальную концепцию Д., заимствовав некоторые взгляды пифагорейцев. В диалоге «Федон» Платон уподобляет Д. «божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому, постоянному и неизменному» (80Ь), приводя этому необходимые доказательства. При этом Платон различает «чистые и безвидные» Д. и «призраки», становящиеся видимыми вследствие своей замутненности пороками (80d; 81d). В «Федре» речь идет о метенсоматозе (например, 246с; 248с—е; 249Ь) и первичной близости Д. миру истины, что делает возможным анамнесис (249с—250), а в «Тимее» — о создании демиургом вселенской Д. В «Государстве» (IV440e) проводится аналогия между тремя началами человеческой Д.: «разумным», «яростным» и «вожделеющим» (локализованными соответственно в голове, груди и брюшной полости), и тремя началами государства: «совещательным» (философы), «защитным» (воины) и «деловым» (ремесленники и земледельцы). Взгляды Аристотеля отличны от взглядов Платона, они нашли свое отражение в специальном трактате «О душе», вся первая книга которого посвящена разбору и классификации определений Д., данных философами- предшественниками. Vir/ji у Аристотеля — форма предмета, «первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью» (412а 25). Он различает «растительную» (питательную), «ощущающую» (чувствительную) и мыслящую (интеллектуальную) «способности» Д. (413Ь 10). Все три присущи только человеку, отдельно первая — растениям, первая и вторая — животным (414Ь 30 и след.). В плотиновском варианте неоплатонизма Д. — «сущая по сути бессмертное, бестелесное движущее начало» (Плотин. Эннеады, IV). Д. «стремится к высшему и обладает умом и духом, но при этом она... повелевает низшим» (Эннеады, IV 8,3). Плотин выстраивает определенную диалектику Д. — она суть едино-многое, третья ипостась божественного, которая своей лучшей, разумной частью пребывает в царстве Духа, а низшей, деятельной — нисходит в тела, предаваясь управлению частностями (Эннеады, IV 8,8). Мировая Д., управляющая мирозданием, осмысляется в неоплатонизме как эманация Духа, перенимающая у него космокреационную функцию: «...ее... низший акт — творение космоса, более же высший — созерцание истинно-сущего в Духе» (Эннеады, IV 8,7).

В христианстве Д. понимается как антро-поморфная уникальная бессмертная немате-риальная часть человеческого существа, отличная отдуха и творимая Богом индивидуально для каждого человека (креационизм, см. Православие). В христианстве отвергается идея предсуществования Д. и, как следствие этого, идея особого типа метемпсихоза (греч. μετεμψύχωσις от: μετα — пере- и ἐμψύχωσις — одушевление), которых придерживался, например, Ориген (II—III вв.). Взгляды Оригена следует отличать от вульгарной трактовки реинкарнации. Согласно Оригену, неуничтожимая Д. воплощается неоднократно, но в различных вариантах мироздания, творимых Богом не одновременно, а через равные промежутки времени. Д. не имеет возможности вторично вернуться на ту же землю в новом теле. В исламе принята трактовка Д., близкая к христианской. На мусульманскую мистику и религиозную философию большое влияние оказал аристотелизм и неоплатонизм. Например, богословская доктрина «Чистых братьев» (Ихван ас-сафа), которая стала основой исмаилитского вероучения, следует учению Плотина об эманациях. По представлениям Ихван ас-сафа, божественный Абсолют создал универсум посредством трех последовательных эманаций (араб, файд): Перворазума (ал-акл ал-аввал), Всеобщей души (ан-нафс ал-куллийа) и Материи (ал-хайула). А наделенная божественными знаниями Всеобщая душа разделилась в предвечности на бесчисленные индивидуальные души. Концепция файд (эманацио- низма) обрела законченную форму в философии Ибн Сины (X—XI вв.). Буддизм, особенно ранний буддизм Хинаяны (Дхеравады), строго следуя учению Будды Шакьяму- ни, отрицал существование Д. (анатман), бессмертными считались только дхаммы (первоатомы), составляющие в том числе человеческую личность и подчиненные закону кармы.

В позднейших европейских философских системах Д. понимается: Гегелем — как низшее, чувственное проявление духа в его связи с материей (чувствующая и деятельная Д.); дуалистами (Декартом, Спенсером, Вундтом) — как изначальная, существующая наряду с телом сущность. Лейбниц трактует Д. как монаду — замкнутую субстанцию. В идеализме Шеллинга и Вл. Соловьева большее внимание уделяется разработке идеи мировой Д., чем индивидуальной. В психологии понятие Д. вытесняется понятием психики.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 155-157.

Понятие: