Младший школьный возраст

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ - этап индивидуального психического развития, который продолжается от 6-7 до 10 лет, когда ребенок проходит обучение в начальных классах (1-4 классы) современной школы. Для этого возраста характерно, что у ребенка в качестве ведущей деятельности формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. Данный возраст наиболее сензитивен для формирования способности к эмпирическому обобщению, которая появляется еще в дошкольном возрасте. Вместе с тем, как показано в работах В. В. Давыдова, именно в младшем школьном возрасте может и должна закладываться основа теоретического мышления, которое основывается на теоретических понятиях, содержание которых — в отличие от эмпирических понятий — составляет опосредованное, рефлектированное бытие, представленное в своем развитии (Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996). В рамках учебной деятельности возникают два основных психологических новообразования этого возраста: возможность произвольной регуляции психических процессов и построение внутреннего плана действий. В частности, в рамках учебной деятельности, которая требует произвольности, происходит формирование функции контроля за поведением и снимается импульсивность, свойственная дошкольникам. В исследованиях Л. И. Божович показано, что формирование личности ребенка в детском возрасте основывается на становлении социальных но своему происхождению и нравственных но содержанию мотивов поведения, среди которых наиболее значимы порожденные учебной деятельностью мотивы получения знаний (Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968; Изучение мотивации детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972).

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 344-345.

Литература:

Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988;

Эльконин Д. Б., Драгунова Т. В. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников. М. 1967;

Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М, 197-1;

Субботский Е. В. Онтогенез сознания и основы paциональности // Вестн. Моск. ун-та Сер 14, Психология 1989. № 1.

Шумакова Н. В., Щебалинова Е.И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. 1991. № 1;

Непомнящая Н И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М.: Педагогика, 1992;

Дусавицкий А. К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: Дом педагогики, 1996;

Крит Г. Психология развития / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000.