Традиция (Маслин, 2014)

ТРАДИЦИЯ - понятие, отражающее сущность социокультурного наследования, исторической устойчивости и преемственности. Традиция понимается, во-1-х, как порядок (стереотип) наследования, обеспечивающий посредством определенных правил, норм, образцов точное воспроизведение наследуемого содержания, во-2-х, как сам процесс организованного таким образом наследования и, в-3-х, как система моделей наследования, включая мировоззрение, институты и организации, ее обеспечивающие (традиция как «традиционное общество», культурно-национальная традиция и т. д.) Специфически русское интеллектуальное осмысление проблемы традиции восходит к средневековым понятиям, описывающим формы преемственности, таким, как «покон», «старина», «пошлина» (то, что «пошло» испокон). В старом языковом сознании традиция отождествлялась с «устным преданием» и тесно связывалась с понятием «церковное предание». Церковный раскол XVII века был во многом обусловлен спором о правильной форме религиозной традиции - о ее вселенском и национальном масштабах, об очертаниях «отеческого» и общецерковного предания. Многие русские мыслители (Тареев, Розанов, Н. С. Трубецкой, Федотов, Флоровский) видели в церковном расколе и в последовавших за ним петровских преобразованиях объяснение кризиса русской культурно-исторических и государственных традиций. Осмысление проблематики социального наследования и традиционности культуры в русской философии происходило под перекрестным воздействием консервативно-традиционалистского направления западной мысли (католическая контрреформация, традиционализм XIX века, романтический консерватизм, неоконсерватизм) и ее прогрессистско-модернистского направления. В России традиция трактовалась и как «органицистская» категория, выражающая национальный дух страны (славянофилы, почвенники, рус консерваторы), и как форма приспособления общечеловеческого духа к местным и национальным условиям (просветители, позитивисты, идеологи либерализма), и как сохранение демократического и патриотического наследия, а также как историческая инерция (марксисты). Проблема традиции резко актуализировалась в начале XX века в связи с революционными событиями в России. Своеобразным итогом размышлений русской интеллигенции о судьбах культурного наследия стали сборники «Вехи» и «Переписка из двух углов» Вяч. Иванова и Гершензоиа. Большинство мыслителей русского зарубежья видели свою миссию в сохранении наследия «традиционной России». Для евразийства была характерна критика «неорганической» традиции. У И. С. Трубецкого органическая традиция понималась как воплощение гармонии и сбалансированности национально-культурных начал исторической общности. При этом евразийцы оптимистично смотрели на возможность синтеза в России новых форм национально-культурной традиции. В отличие от них, сторонники либерального консерватизма (П. Б. Струве, Франк) ориентировались на дореволюционное состояние России и компромиссный социальный идеал, в котором сочетались бы и гармонизировали друг друга традиция и новация, совершалась бы постоянная «уступка» друг другу со стороны либеральных и охранительных сил. Особую позицию занимал И. А. Ильин, допускавший исторический компромисс, для того чтобы в дальнейшем достигнуть прочной цивилизационной стабильности. Неоконсервативный идеал Ильина - духовная традиция «сердечного созерцания», исторически заданная русскому народу, но тем не менее имеющая универсальное духовное значение. В работах многих советских мыслителей традиция рассматривалась не как самостоятельный источник социального становления, но, скорее, как сумма сложившихся культурных форм, своего рода «осадок» и кристаллизация культурного наследия. Если в 20-30-е годы традиция трактовалась как реакционная стихия сопротивления преобразованиям, то впоследствии проявилась устойчивая тенденция к «позитивизации» представлений о традиции и преемстве, культурном прошлом. Традиция понимается как само социальное наследование (включающее в себя инновации и неотделимое от них), а также как механизм становления культуры как системы. В 60-70-е годы сложилось несколько подходов к проблеме традиции, которая интерпретировалась как наследуемые нормы и принципы (нормативисты), как закон стабилизации общественных отношений (В. Д. Плахов), как код культурной системы (структуралисты, Д. Б. Зильберман) и как воспитательная система, фиксирующая определенное состояние общественного сознания (И. В. Суханов). Э. С. Маркарян и его сторонники рассматривали традицию как гомеостатичеекую систему, обеспечивающую равновесие общества и природной среды. Маркарян выступил с идеей создания особой теории культурной традиции, традициологии, которая мыслилась как информационная теория культуры. В постсоветский период в отечественной мысли происходит резкое смещение научных границ исследования. Повышенный интерес к постмодернизму с его концепцией кризиса традиционной науки соседствует с обращением к собственному духовному и интеллектуальному наследию прошлого. На место традиции как суммы некоторых имманентных социальному процессу факторов приходит поиск традиции как ключевого фактора социальной жизни. Традицию понимают как неуловимое, ноуменальное строение внутреннего культурного акта, необъективированного «универсального предела» культуры (В В. Малявин), как «трансляцию синергии» (диакон Андрей Кураев), как скрытый, трансцендентный, «пневматологический» аспект социальной жизни (современные традиционалисты). Традиционалистская трактовка традиции связана одновременно с усвоением опыта близких ей европейских религиозно-философских направлений (Р. Генон, религиоведческая школа М. Элиаде) и с возрождением интереса к русской религиозно-философской мысли. С теологической точки зрения. Традиция (Св. Предание) представляет собой фундаментальный «источник откровения» о Боге и мире; в русской религиозной философии при констатации разрыва современной культуры с традицией утверждается теснейшая связь и зависимость друг от друга светской и религиозной Т. (Тареев, Флоренский, Карсавин. Флоровский. Зеньковский, Арсеньев). Тема Св. Предания обсуждалась в трудах многих представителей русской религиозной мысли XVIII и XIX веков (Стефан Яворский, школа митрополита Платона (Левшина), митрополит Филарет (Дроздов), духовно-академическая философия). В начале XX века эта тема получила широкое освещение в работах И. Филевского, П. П. Пономарева, Н. П. Аксакова, Тареева. Флоренский усматривал в церковном каноническом типе организации смысла общечеловеческий идеал социального наследования. Карсавин видел в традиции как исторических феноменах их внутреннюю связь в абсолютном идеале истории, при этом Св. Предание выступает у него как единственно возможная подлинная традиция, а также как специфическое отношение всякой индивидуальности к Богу. По определению Булгакова, традиция (предание) есть феноменальная манифестация ноуменального единства Церкви, где личное согласуется со всей совокупностью верующих и со всеми моментами временного ряда, в к-ром это личное стоит. Широта и гибкость предания в его конкретных формах парадоксально сочетается с неисчерпаемостью внутреннего его измерения, «полнотой» (плеромой). Согласно В. Н. Лосскому, в каждую историческую эпоху эта «полнота» открывается отчасти и по-разному, в различных «ракурсах». Лосский описывает свой идеал культурного наследования как «динамический консерватизм», т. е. установку на непрерывное обновление горизонтальных проекций традиции, что не означает изменения (обогащения, развития и т. п.) ее самой.

В. В. Аверьянов

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 644-645.

Литература:

Аксаков Н. П. Предание Церкви и предания школы // Богословский вестник. 1908. Т. 1; Аникин В. П. Теория фольклорной традиции и ее значение для исторического исследования былин. М., 1980; Арсеньев И. С. Из русской культурной и творческой традиции. Франкфурт, 1959; Ленин В. И. От какого наследства мы отказываемся // Поли. собр. соч. Т. 2; Маркарян Э. С. Узловые проблемы культурной традиции // Советская этнография. 1981. № 2; Плохое В. Д. Традиции и общество. М., 1982; Пономарев П. П. Священное Предание как источник христианского ведения. Казань, 1908; Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976; Трубецкой И. С. Наследие Чингисхана. М., 1999; Филевский Иоанн. Учение Православной Церкви о Священном Предании. Харьков, 1902; Чистов К. В. Народные традиции и фольклор. М., 1986.

Понятие: