Традиционализм (НФЭ, 2010)

ТРАДИЦИОНАЛИЗМ – ориентация индивидуального, группового или общественного сознания в прошлое, которое обычно противопоставляется как совокупность ценностей настоящему. Классический традиционализм – апология «прежнего режима», утверждение божественного происхождения власти монархии и оппозиция правам народа и спорам о легитимности правления. Классический традиционализм религиозен. С ходом истории традиционализм эволюционировал, и каждая эпоха имела своих традиционалистов. Традиционализм возник как явление культуры, связанное с особенностями определенного типа социальной и исторической памяти: ее незначительной емкостью, заполненной ценностями прошлого, устойчивыми традициями, навыками и обычаями, и слабым восприятием нового и тем более ожидаемого в будущем. Традиционализм – это определенное умонастроение, которое может быть различным по содержанию: бытовым, политическим, идеологическим. Традиционализм обычно эмоционально окрашен, нередко мифологизирован (представления о старом добром времени), избирателен в силу способности людей забывать одни события и факты и идеализировать др. Традиционализм присущ старшим поколениям и более проявляется в обществах с пониженной социальной динамикой.

Традиционализм может превратиться в идеологию, приближающуюся к консерватизму. В отличие от последнего традиционализм – панхроническое явление. Он подготовил оформление консерватизма во влиятельную политическую силу. Оба направления нередко смешивают, а некоторых мыслителей (напр.,  Э. Бёрка) относят то к одному, то к другому, хотя вернее говорить об их двойной принадлежности. Тем не менее традиционализм и консерватизм – не одно и то же. Консерватизм явился развитием традиционализма и приобрел черты, более адекватные историческому и общественному процессу Нового времени, воспринял идею индивидуального и общественного развития, ориентация на прошлое стала избирательной.

Политический традиционализм, напротив, отличают несомненно ретроградные установки – власти и политике дается традиционное трансцендентное обоснование, безусловно поддерживается абсолютизм, безоговорочно отвергаются просвещение, равенство, идеи социального действия (Л.Г.А. Бональд, Ж.M. де Местр), всеобщего избирательного права, народного суверенитета, в противовес всякому прогрессу утверждаются идеалы государственности, буржуазности, милитаризма (А.Розмини-Сербати).

Расцвет и политико-философское обоснование традиционализма начались в 17 веке и продолжались до середины 19 века. В числе его теоретиков немало крупных мыслителей: Ж.Б. Боссюэ, Р. Фильмер, Э. Бёрк, Л.Г.А. Бональд, К.Л. фон Геллер, К.С. делла Маргарита, Л. Тапарелли, А. Розмини-Сербати и др.

Розмини завершил философскую историю традиционализма, но сам традиционализм как влиятельное умонастроение сохранился в той или иной форме и имеет тенденцию оживать в периоды общественных кризисов.

И. И. Кравченко

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 86-87.