Великая Сибирская магистраль

ВЕЛИКАЯ СИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ — самая длинная в мире железная дорога, соединившая Санкт-Петербург и Владивосток. Проекты Сибирской магистрали начали разрабатываться в 1850—1870 годы, причем приоритетным стал проект Е. В. Богдановича. Инициатором сооружения Великой Сибирской магистрали был император Александр III. Начавшимся в 1891 году строительством магистрали руководил Комитет Сибирской железной дороги во с главе будущим императором Николаем II. Вице-председателем Комитета был Н. Х. Бунге. С самого начала магистраль сооружалась как казенная, с двух сторон отдельными участками, которыми были железные дороги: Уссурийская (1891—1897), Западно-Сибирская (1892—1896), Забайкальская (1895—1900), Китайско-Восточная (1897—1901), Кругобайкальская (1899—1905), Амурская (1908—1916). Движение по Великой Сибирской магистрали открылось в 1900 году, а регулярное сквозное — в 1916 году. В 1918 году передана в ведение НКПС.

С. В. Куликов.

Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2015.

Литература:

Паталеев А. В. История строительства Великого сибирского железнодорожного пути. Хабаровск, 1951; Путеводитель по Великой сибирской железной дороге от Петрограда до Владивостока. Петроград, 1915; Саблер С. В., Сосновский И. В. Сибирская железная дорога в ее прошлом и настоящем. Исторический очерк. СПб., 1903.