Автономная советская социалистическая республика (БСЭ, 1926)

АВТОНОМНАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, самоуправляющаяся национально-территориальная единица. В состав РСФСР входят следующие АССР: Башкирская, Дагестанская, Казанская, Карельская, Крымская, Монголо-Бурятская, Немецкая, Татарская, Чувашская, Якутская. В УССР — Молдавская, в УзССР — Таджикская, в ССР Грузии — Абхазская и Аджарская, в ССР Азербайджана—Нахичеванская.

Республиканская автономия есть форма политического самоуправления для тех наций Советского Союза, которые, в отличие от наций, организованных в автономные области, находятся на более высокой ступени, по своей численности и культурному уровню, но которые, тем не менее, еще не настолько значительны, чтобы образовать Союзную республику, как часть СССР. Сообразно с этим строятся юридические формы автономной республики. Заимствуя у той федерации, в которую она входит (например, у РСФСР), терминологию для своих верховных органов — республиканский Съезд Советов, ЦИК, Народные Комиссариаты, Совет Народных Комиссаров,— Автономная республика отступает от того принципа двойного подчинения ВЦИК и СНК, которому следуют автономные области, и приближается в этом отношении к Союзной республике. По обычаю, оформленному теперь и конституцией РСФСР (ст. 47), шесть отраслей государственного управления (внутренние дела, юстиция, просвещение, здравоохранение, земледелие и социальное обеспечение) сосредоточены в так называемых «автономных» народных комиссариатах, освобожденных от руководства и контроля одноименных народных комиссариатов федерации и непосредственно подчиняющихся, с одной стороны, собственным ЦИК и СНК А. р., с другой — ВЦИК. По 4 другим ведомствам (высший сов. пор. хоз., труд, финансы и рабоче-крестьянская инспекция) народные комиссариаты автономной республики точно так же находятся в прямой зависимости от ее верховных органов, но в то же время служат на местах проводниками общегосударственной политики, осуществляя директивы соответственных объединенных нар. комиссариатов федерации. — Конституция РСФСР предоставляет ЦИК автономной республики, в зависимости от местных условий, сократить число своих народных комиссариатов.

В связи с общим характером республиканской автономии, как высшей сравнительно с автономией областной, конституция РСФСР особо отмечает законодательные полномочия верховных учреждений автономной республики. Она передает право окончательного утверждения основного закона автономной республики. Всероссийскому Съезду Советов (см. Автономная область). В то лее время конституция СССР предоставляет каждой автономной республике в пять раз больше мест в Совете Национальностей, чем автономной области. Тем не менее, смысл и характер советского автономизма должен "предостеречь исследователя от попытки положить сколько-нибудь резкие грани между автономной республикой и автономной областью — по признаку большей или меньшей независимости и самостоятельности. Очевидно, что автономная республика есть более высокий тип национальной единицы, чем автономная область. Но это означает лишь одно: автономная республика менее нуждается в поддержке и руководстве центра, чем автономная область. "Есть большая, поэтому, возможность предоставить ее, до известной степени, самой себе в тех отраслях общественной жизни, которые непосредственно связаны с бытом и национальными особенностями и имеют, следовательно, основное значение для развития нации, как таковой. Это не знаменует, «больше автономии», т. е. свободы, по той простой причине, что национального гнета не существует ни для автономной республике ни для автономной области. Пререкания провинциального партикуляризма с государственной унификацией разгораются лишь там, где, как у буржуазии, вопрос о сумме прав, о комплексе свободы провинции есть вопрос жизни или смерти ее самобытности. Где нет покушений на последнюю, там обесцвечиваются самые термины «самостоятельность» и «независимость», ибо провинция уже не противополагает себя государству, ей не от кого защищать вою независимость и не для чего блюсти свою самостоятельность. С этой же точки зрения должен разрешаться и вопрос о положении автономной республике, как федеративных частей союзного государства. Традиционная наука отмечена в области теории федерализма необычайной искусственностью и формальностью своих построений. С их точки зрения не только автономная область, но и автономная республика не квалифицируются как части федерации уже по одному тому, что РСФСР лишена второй палаты, неизбежной и имеющей свое оправдание в буржуазно-федеральной практике и теории. Но этой юридической схоластикой буржуазия лишь затемняет подлинно-существенный принцип федерации: равенство федерирующих частей.

Где соглашающиеся стороны не равны, а только уравнены одинаковым гнетом центральной власти (см. Автономия), там пет федерации, нет союзного государства. Но где в союз вступают нации на началах добровольного сотрудничества, там они все получают не только одинаковое право на жизнь, но и действительные средства осуществления этого права—больше тому, кто слабее. Только в этом случае может быть речь о союзном государстве, о сообществе свободных наций. В этом союзном государстве, каким является РСФСР или ЗСФСР, автономная республика и автономная область—равноправные члены, с одинаковыми правами национального развития, но различными способами осуществления 1 этих прав.

Г. Гурвич.

Большая советская энциклопедия. Гл. ред. О.Ю. Шмидт. Том первый. А – Аколла. – М., АО Советская энциклопедия. – 1926. Колонка. 381-382.