Индуизм (Новиков, 1987)

ИНДУИЗМ - религия, наиболее широко распространенная в настоящее время в Индии. Возник в 6-4 веках до н. э. как реакция на распространение буддизма и джайнизма. Индуизм представляет собой, по существу, реформированный брахманизм и укрепился в Индии в период смены рабовладельческих отношений феодальными (4-6 века), которые закрепили кастовое деление общества. Индуизм является неоднородной религией: в нем нет единой догматики, обрядности, организованной церкви. Кроме элементов брахманизма, в индуизме входят элементы ведических и местных религий, пережитки первобытных верований: почитание воды (например, река Ганга), животных (змей, обезьян, слонов, коровы), культ предков. Индуизм - религия с элементами идолопоклонства. Общим для всех течений индуизма является признание Вед священными книгами, учение о сансаре, странствиях души, перевоплощающейся после смерти в различные живые существа соответственно закону кармы. Этот закон определяется соблюдением или несоблюдением кастовых предписаний, или дхармы. Индуизм свойственно учение о неравенстве людей перед богом, о божественности кастового деления. Для религиозно-философских представлений индуизма характерно учение об атмане (человеческой душе, в которой проявляется божество) и брахмане (мировой душе), духовных сущностях, противостоящих природе. Целью человеческой жизни, согласно индуизму, является (в отличие от буддийской нирваны) спасение, освобождение атмана от природы и соединение с брахманом, что достигается выполнением дхармы. Главным богом в индуизме является триединый бог, обладающий свойствами созидания (Брахма), сохранения (Вишну), разрушения (Шива). Брахме практически не поклоняются, почитают Вишну и Шиву (наряду с ними — множество других богов). В зависимости от объекта поклонения различаются два основных направления в индуизме - вишнуизм и шиваизм. Важную роль в индуизме, особенно в вишнуизме, играет представление об аватарах - периодических воплощениях Вишну в местных богах, человеке или животных. Аватарой Вишну, например, считается Будда, что свидетельствует о возможности приспособления индуизма к другим верованиям, в частности к буддизму. Индуизм освящает кастовые порядки и является препятствием для общественного прогресса.

Карманный словарь атеиста. Под общ. ред. М.П. Новикова. 7-е изд. М., 1987, с. 105-106.

Понятие: