Смысл жизни (Маслин, 2014)

СМЫСЛ ЖИЗНИ - одно из основных понятий мировой и русской философии, определяющее самое важное (главные цели, ценности, идеалы и др.) для человека, особенно соотносительно с будущим и феноменом смерти. Русской философии свойствен плюрализм в понимании смысла жизни. Тем не менее, здесь все разнообразие мнений можно свести к двум выборам — теистическому и внетеистическому. Основное наполнение этих двух направлений - христианско-метафизическое (славянофилы, В. С. Соловьев, Бердяев, Франк. Булгаков и др.) и светское. Спектр последнего распадается на нравственно-антропоцентрическое, историко-материалистическое и естественнонаучное понимания (Бетиский, Герцен, Чернышевский, М. А. Бакунин, Михайловский, И. И. Мечников, Плеханов, Ленин, Фролов и др.). В русском православном сознании XI-XVII веков смысл жизни понимался как подвиг смирения и преданности воле Божьей («Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба»), как необходимость нравственных начал в делах домашних и государственных («Поучение» Владимира Мономаха, XII в.). В XVIII веке, веке европеизации, секуляризации и западного влияния, начинается обмирщение сознания в и вне Русской Церкви. Смысл жизни определяется нравственно-антропоцентрически - в размышлениях о необходимости нравственной жизни, о реальности души и ее смерти и бессмертия (Теплов, Щербатов, Радищев, Д. С. Аничков и др.). Сохраняется и традиционно-православное понимание (Тихон Задонский, Паисий Величковский, Сковорода) - как преображение человека и «правильное устроение его духовной жизни» - ради «правды Божией». Русское масонство XVIII - начала XIX века (И. И. Новиков и др.) полагало смысл жизни в стремлении к совершенству, проистекающему из разума, в достижении «вышнего царства духовного». Идея воодушевления человека на борьбу за «вполне социальное» бытие и за Царство Божье была выражена в сочинениях Чаадаева и Гоголя. Славянофилы А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, К. С. Аксаков смысл жизни связывали с «соборностью», православной Церковью и «живым знанием» верующей личности. После войны 1812 года, особенно во второй половине XIX - XX веках, усилились процессы дехристианизации и заимствования западных идей, более всего светско-гуманистических, а позднее - марксистских. У М. А Бакунина смысл жизни выразился в борьбе за солидарность и свободу людей, в «бунте» против церкви и государства. У Белинского и Герцена - в возвеличении нравственно самобытной личности и пути к справедливому обществу - социализму. Нравственно-антропоцентрический смысл жизни как жизни свободной и нравственной личности был акцентирован в трудах Писарева (разумная жизнь «мыслящего реалиста»), иначе - у Лаврова (жизнь личности как «единства бытия и идеала») и Михайловского (жизнь борца за правду-истину и правду-справедливость). Смысл жизни в учениях Голубинского и Бухарева традиционно определялся как сохранение человечности и «верности Сыну Божию Христу». Достоевский видел смысл жизни в том, чтобы приближать идеал всечеловеческого братства, основанного на учении Христа. Толстой связывал смысл жизни с «истинной религией» Христа как религией абсолютного добра и ненасилия, любви и труда на благо всех. В учениях Чичерина и Мечникова смысл жизни понимался в духе светского антропоцентризма - как сознание человеком «безусловной своей сущности» (Чичерин), как длительное самосохранение (научная регуляция жизни, или ортобиоз Мечникова), как самореализация и самовозвышение.

Русские марксисты, в особенности большевики (Ленин, Сталин и др.), связывали смысл жизни с разрушением капиталистического общества (путем народной революции) и построение нового, справедливого, коммунистического общества, свободного от частной собственности и эксплуатации. Религиозная метафизика конца XIX - 1-й половины XX веков смысл жизни усматривала в поисках Бога и в отношении к Богу. B.С. Соловьев полагал смысл жизни в последней цели космического и исторического процесса - «постепенном одухотворении человека», в богочеловечестве и достижении Царствия Божия. К этому должен идти человек (который есть «индивидуализация всеединства») - через «цельное» познание и творчество. Розанов находил связь смысла жизни с «ноуменальным лицом» человека (полом), с семьей, которую «нельзя рационально построить», с сиянием деторождения. Философы-богословы Кудрявцев-Платонов, Несмелое, Тарсев и другие смысл жизни видели в духовном созревании человека вплоть до воцерковления. «Всеобщее дело» Федорова означало научно-религиозное нахождение потерянного смысла жизни», т. е. воскрешение всех умерших предков, достижение (с помощью науки) индивидуального бессмертия и заселения воскрешенными поколениями одухотворяющегося космоса. В понимании Бердяева и Шестова смысл жизни экзистенциален и персоналистичен - это и «спасение от гибели», и «реализация личности, качественное возвышение и восхождение», творчество (Бердяев Н А. Философия свободного духа. М., 1994. С. 314). Смысл жизни раскрывается в уникальности и духовности человека, его бездонной свободе и творчестве, в подлинной личной вере. В понимании Новгородцева, И. А. Ильина, Карсавина смысл жизни это свободное христианское самоопределение личности «перед лицом Абсолютного» и вхождение в «смысл любви». Согласно христианской метафизике Франка, «жизнь как наслаждение, власть, богатство, как упоенность миром и самим собой есть бессмыслица; жизнь как служение есть Богочеловеческое дело и, следовательно, всецело осмысленно» (Смысл жизни // Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 207-208). Смысл жизни - это обожение, «полнота жизни... небесной, но и земной» (Там же. С. 331). Представители софиологии Флоренский и Булгаков полагали, что смысл жизни — в согласовании всемогущества Творца и тварной свободы, в приближении к «полноте бытия», т. е. к «Столпу Истины», к Софии, к Церкви. В советской, марксистско-ленинской философии была выражена концепция смысла жизни в духе идеи «социального бессмертия» и в духе научно-практической реализации фундаментальных гуманистических проектов, прежде всего социализма. Размышления о смысле жизни встречаются в работах А. Н. Чанышева, Г. С. Батищева, Гулыги, В. Н. Шердакова, В. П. Фетисова, Фролова и др.

В. Л. Курабцев

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 577-578.

Литература:

Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993; Булгаков С. Н. Свет Невечерний. М., 1994; Бухарев А. М. О духовных потребностях жизни. М., 1991; Вышеславцев Б. П. Этика преображенного Эроса. М., 1994; Гулыга А. В. Русская идея и ее творцы. М., 1995; Зеньковский В. В. История русской философии: В 2 т. Л., 1991; Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993; Лосский 1! О. Условия абсолютного добра. М., 1991. Мочучьский К. В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995; Розанов В. В. Соч.: В 2 т. М., 1990; Соловьев В С. Смысл любви // Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. М., 1990; Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М., 1918; Федоров Н. Ф. Соч. М., 1982; Флоренский П. А. Столп и утверждение Истины. (I). М., 1990; Франк С. Л. Смысл жизни // Франк С. JI. Духовные основы общества. М., 1992; Фролов И. Т. О смысле жизни, о смерти и бессмертии человека. М., 1985; Хомяков А. С Философские и богословские груды. М., 2013; Рубинштейн С. Л. О смысле жизни: Труды по философии ценности, теории образования и университетскому вопросу: В 2 т. М., 2008.

Понятие: