Социология науки

СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ - специальная социологическая дисциплина, изучающая социальные аспекты деятельности, направленной на получение нового научного знания и определение путей его практического использования, а также науку в ее взаимоотношениях с обществом. Природа науки, ее социальные проблемы всегда интересовали философию. Но возрастание роли науки в жизни общества, ее превращение в массовую профессию сделало ее и предметом изучения социологии. Уже в 1920-е годы начинают активно изучаться место и роль науки в обществе, ее социальный контекст. В СССР в это время проводятся многообразные эмпирические исследования научной деятельности, ее организации, эффективности (С.Г. Струмилин и др.). Появляются и соответствующие теоретические разработки. И.А. Боричевский выдвигает идею создания науковедения как общей теории науки. Получает известность работа Б.М. Гессена о социальных предпосылках механики И. Ньютона. В 1930-е годы М. и С. Оссовские (Польша) выступают с предложением разработать концепцию «наукознавства», или науки о науке. Большой резонанс в мире вызвала работа Дж. Бернала «Социальная функция науки» (1939). Она способствовала активизации социальных исследований науки.

Однако первая систематизированная концепция социологии науки, ставшая на длительное время ее исследовательской программой, была разработана Р. Мертоном в рамках структурно-функциональной социологии. Он рассматривал науку как особый социальный институт, функционирование которого направлено на получение нового «удостоверенного знания», и который обеспечивает «обмен» результатов исследований ученого на вознаграждение в форме признания со стороны его коллег (в случае их одобрения). Это соответствовал определенный престиж, научную карьеру, статус ученого. Данный механизм являлся мощным стимулом для деятельности ученых. Функционирование института науки регулируется нормами «научного этоса», но под воздействием противоречивых условий, конкуренции поведение ученых становится амбивалентным.

В СССР концепцию Мертона критиковали за абстрактность, но считалось, что трактовка науки как социальный института принципам марксизма не противоречит.

Социология науки как социологическая дисциплина оформилась в послевоенный период в США и ряде западноевропейских стран. Становлению отечественной социологии науки способствовало появление науковедения как комплексного исследования науки. В этот комплекс вошла и социология науки в качестве важнейшего компонента. Исследования проводились в Москве, Ленинграде, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Киеве, Минске.

В рамках МСА был создан исследовательский комитет по социологии науки.

От социологии науки ожидали не только чисто познавательных результатов, но и данных, имеющих прикладное значение. Предметом изучения стали социальные аспекты развития науки в различных странах и регионах, отношение науки и других социальных институтов. Социология науки использовала как традиционные социологические методы, статистику, так и специфические методы науко- и библиометрии.

Конкретная проблематика этих исследований весьма обширна: научные коммуникации, научное сообщество, структура и динамика научных кадров, научная дисциплина, личность ученого, отношения в научной группе, продуктивность и эффективность научной деятельности, научная карьера, организация и управление в науке, ценностные ориентации и ответственность ученых и т.д.

В 1970-е годы под влиянием той идеи Т. Куна, что «нормальная наука» представляет собой парадигму, принятую научным сообществом, в теоретических основаниях социологии науки на Западе наметился глубокий поворот. Была раскритикована теория социологии науки Мертона как ориентированная на «стандартную концепцию научного знания».

В понимание науки был внесен элемент историзма, динамики, развития с акцентом на изучение процесса рождения нового знания. Произошло сближение социологии науки с социологией знания и постпозитивистской методологией науки. Была четко обозначена социальная природа науки, что, однако, было воспринято в социологии науки как основание для релятивистской и субъективистской интерпретации научного знания — лишь как человек конструкции. Само содержание знания было поставлено в зависимость от социальных условий. Наука начала рассматриваться как феномен культуры, но не имеющий «особого эпистемологического статуса», т.е. подобный мифу, религии, идеологии. На этой идейной основе в социологии науки возникло множество направлений (концепций, программ, методов): когнитивная социология науки, конструктивизм, этнометодология, этнографические исследования «повседневной жизни» науки, дискурс-анализ, т.е. описание переговоров ученых в процессе их работы и т.д. Для многих из этих направлений характерно стремление к микросоциологическим исследованиям как способу проникновения в тайну рождения нового знания. Вместе с тем начали размываться предметные границы социологии науки, превращаемой в расплывчатое «социальное исследование науки». Исследования, направленные на выявление тенденций, регулярностей, закономерностей, стали заменяться ситуационными (case studies) — изучением отдельных эпизодов, например, социальных обстоятельств конкретного научногно открытия, не претендующим на какие-либо обобщения. Как правило, все эти направления не имели выхода на решение назревших социальных проблем науки, поэтому продолжали проводиться и исследования в традиционных для социологии науки рамках.

События 1990-х годов в СНГ и Восточной Европе, рыночные реформы болезненно сказались на состоянии науки в большинстве этих стран в связи с резким сокращением государственных ассигнований на науку и ее невостребованностью производством. Эти события рельефно выявили, что зависимость науки от общества может иметь для нее и позитивные, и весьма негативные последствия. Процессы адаптации науки к переходным экономическим условиям, изменениям в политико-идеологической сфере поставили ее перед лицом принципиально новых социальных проблем, которые общество и наука должны решать, чтобы наука могла развиваться дальше. Все это создает обширное проблемное поле для новых социологических исследований науки.

В.Ж. Келле

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 465-466.

Литература:

Малкей М. Наука и соц-я знания. М., 1983; Совр. зап. соц-я науки: Критический анализ. М., 1988; Соц. динамика совр. науки. М., 1995; Соц-я науки // Соц-я в России. М., 1998; Merlon R. The Sociology of Science. Theoretical and Empirical Investigations. Chi., 1974.