Социология морали

СОЦИОЛОГИЯ МОРАЛИ - отраслевая социологическая дисциплина, исследующая социальные аспекты морали. В самом сжатом виде предметом социологии морали является совокупность прямых и обратных связей в системе «общество — мораль». В отличие от других социологических дисциплин до сих пор идет дискуссия о самой возможности изучения моральных феноменов эмпирическими методами, по предмету социологии морали, ее связям с этикой.

Термин «социология морали» был введен Э. Дюркгеймом, который рассматривал мораль как функцию социальную. Позднее П.А. Сорокин предложил «интегральную модель» социологии морали: исследование соотношения различных этических ценностей в зависимости от культурологических и социологических факторов. Болгарский социолог К. Нешев считает, что социология морали должна изучать «различные уровни проявления и функционирования моральной необходимости как отражения социальной необходимости». О.Г. Дробницкий, анализируя социальную природу морали, констатировал возможность выделения в этике социологии морали, занимающейся «конкретным изучением процессов формирования нравов и моральных представлений в различных сферах жизни и малых групп общества». А.А. Гусейнов, А.Г. Харчев, Л.М. Архангельский и другие исследовали отдельные стороны социологии морали: социальную природу морали, становление моральных норм в различных общественных сферах и т.д.

Ряд теоретических и практических проблем социологии морали рассмотрены в работах В.М. Соколова. Субъективная форма существования морали, ее «нематериальный» характер не могут быть преградой для эмпирического изучения. Во-первых, общественная мораль по отношению к индивидуальной нравственности предстает в виде объективных (следовательно, фиксируемых) для индивида обществ, требований, ценностей, образцов поведения. Во-вторых, внеинституциональный характер морали не является ее абсолютным свойством, так как ее требования зачастую поддерживаются различными социальными институтами, что можно качественно и количественно анализировать.

Все части моральной системы могут быть предметом прикладного социологического анализа: нравственные отношения, моральное сознание (ценностные ориентации, идеалы, мотивы и т.д.), моральные знания, содержание должной и сущей морали. Основываясь на этических знаниях, социология морали в силу специфики морали (всеобщности ее проявления) пересекается с другими социологическими дисциплинами: социологией труда, политики, молодежи и т.д.

Полная структура предмета социологии морали включает изучение: 1) влияния конкретных социальных условий на «производство» и функционирование моральной системы в целом и отдельных ее компоненты; 2) обратного воздействия моральной систем на существующие общественные отношения; 3) нравственных аспектов социализации человека, реальный уровень и направленность моральности людей (сознания и поведения); 4) особенностей взаимодействия морали с другими формами социальной регуляции (право, экономика и проч.); 5) специфики моральности отдельных социально-демографических и профессиональных групп (молодежи, женщин, госслужащих, предпринимателей и т.д.); 6) специфики функционирования морали в конкретных социальных институтах (в семье, армии и др.), отдельных сферах жизнедеятельности (моральные аспекты труда, быта и т.п.); 7) конкретных систем (видов) морали, обусловленных различными социально-групповыми отношениями к определенным моральным ценностям (мораль потребительская, мещанская, девиантная и проч.).

В рамках социологии морали выявляются важные закономерности и тенденции изменений в морали, происшедшие в современном российском обществе под воздействием новых социально-экономических отношений: возрастает регулятивная роль морали, т.к. падает значимость всех других механизмов регуляции (право, политика и др.); отсутствие господствующей морали усиливает автономность индивидуальной нравственности («нравственный плюрализм» общества); уменьшается роль рационального осознания людьми действительности, возрастает значение ее психологического осмысления; значительно уменьшается сфера социального, коллективистского, возрастает значение сугубо индивидуалистических ценностей. Развиваются такие духовные качества, как осознание себя свободной, независимой, самоценной личностью, возрастает значимость многих игнорируемых раньше общечеловеческих норм морали. Одновременно падает значимость социально важных ценностей, таких, как желание быть полезным обществу, соотносить свои жизненные цели, поступки с интересами других, возрастает отчужденность людей, их стремление к элитарности. На первое место все чаще выходят ценности потребления. Достаточно интенсивно идет процесс «размывания» в сознании людей таких простых норм нравственности, как доброта, милосердие, порядочность, честность, ответственность и др.

В.М. Соколов

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 463-465.

Литература:

Архангельский Л.M. Социально-этические проблемы личности. М., 1974; Харнев А.Г. Структура мор. и личность. М., 1977; Нешев К. Социол. измерение мор. // Этика, соц. познание, нравственное поведение. София, 1979; Соколов В.М. Соц-я мор.: сущность, структура, предмет иссл-я // Социол. иссл-я. 1984. № 3; Соц-я нравственного развития личности. М., 1986; Нравственные коллизии совр. российского об-ва // Социол. иссл-я. 1993. № 9; Осипова Е В. Соц-я Э. Дюркгейма. М., 1997.

Понятие: