Модернизм религиозный

МОДЕРНИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ (от франц. moderne — современный) — противоположное традиционализму идейно-теоретическое течение в рамках той или иной религии, отражающее необходимость ее изменения и развития, один из видов приспособления религии и церкви к новым общественно-историческим условиям, изменившимся духовным потребностям людей, включая и религ. сознание верующих. Модернизм религиозный выражает тенденцию к освобождению той или иной разновидности религиозной идеологии от строго фиксированной авторитарно-догматизированной формы и придания ей характера достаточно гибкой, открытой, развивающейся системы, способной быстро реагировать на развитие социальной практики, науки и культуры. Конкретные воплощения модернистских установок проявляются в различных изменениях всех элементов религиозного комплекса: формировании новых понятий, пересмотре традиционных форм обоснования и защиты религии, нововведениях в культовой практике и организационном строении церкви. Модернизм возникает в переломные моменты общественного развития. Классическим примером модернизма религиозного является движение Реформации, которое в учениях М. Лютера, Т. Мюнцера, Ж Кальвина первоначально представляло собой попытку «очищения» католицизма от всего «наносного», того, что, по их мнению, противоречило нормам и ценностям первоначального христианства. Но Реформация, преодолев чисто религиозные, узкоконфессиональные рамки, переросла движение за превращение церкви в институт нарождающегося буржуазного общества и завершилась созданием нового направления — протестантизма как «буржуазной разновидности христианства». Таким образом появление протестантизма знаменовало собой приспособление к буржуазным общественным отношениям и культуре христианства как мировой религии в целом. Католицизму и православию в тех или иных странах еще предстояло проделать эту работу. При оценке модернизма следует избегать однозначных обобщающих оценок. Характер модернизма религиозного во многом зависит от сложившихся ранее в той или иной конфессии институциональных и теологических традиций. То, что для католицизма и православия может рассматриваться как существенное изменение в вероучении и культе, в структурах организации и управления, направленное на подрыв самих основ существования этих конфессий, для протестантизма может быть уже давно пройденным этапом. Поэтому не случайно, что наиболее радикальные модернистские тенденции в настоящее время наблюдаются в протестантской теологии.

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 163-164.