Преданность

ПРЕДАННОСТЬ. Преданность самураев в средние века. В мнении общества и в различных трактатах о поведении самурая воины изображались как образец преданности. В своем отношении к старшим и к подчиненным, в слове и деле и даже в смерти самураи должны были обнаруживать беззаветную преданность. Японские представления о преданности строго соответствовали конфуцианскому идеалу поведения, проникшему в Японию, возможно, уже в V столетии н. э. В течение всего феодального времени преданность считалась необходимым и главным качеством в отношениях между самураем и даймё, исполнявшими, соответственно, роли военного челядина и господина. Помимо обязательства быть верными своим даймё феодальные воины также считались обязанными перед членами своей семьи, клана или вождями бусидан и другими самураями-слугами или землевладельцами, в зависимости от союзов, сформированных их даймё. Более того, когда господин менял союзников, самураи были обязаны подчиниться этому решению. Относительная иерархия подобных отношений на различных этапах существования Японии средневековой и начала Нового времени могла меняться, однако безоговорочная преданность самурая своему хозяину всегда занимала главенствующую роль. Высшей формой преданности самурая считался описываемый далее акт дзунси. В некоторых случаях нормы верности самурая могли требовать нарушения национальных законов в пользу моральных принципов Бусидо. Так как воины прежде всего должны были оставаться верными своим даймё, самурай был обязан мстить за несправедливую смерть своего господина, чтобы восстановить его (и соответственно свою собственную) честь. К сожалению, моральные обязательства военного кодекса иногда противоречили правительственным приказам и гражданским законам. Противоречия между моралью и приказами сёгуната стали главным фактором в печально известном «Случае с 47 ронин» (АкоДзикт; буквально «Случай Ако»), который произошел ранним утром 31 января 1703 г. (хотя это событие теперь ежегодно отмечается в Японии 14 декабря). Бывшие слуги Асано Наганори (1665—1701), покойного даймё провинции Ако, проникли в хорошо охраняемую резиденцию Кира ЕсинакавЭдо (1641—1703) и убили его, отомстив за смерть Асано, которую они посчитали несправедливой.

Посещая сёгуна в замке Эдо, Асано нарушил правила поведения при дворе из-за небрежности или неточности, допущенной Кира. Находясь в то время при сёгунах Токугава, Кира отвечал за соблюдение посетителями замка требований протокола. Очевидно, что Кира спровоцировал Асано своей снисходительной и надменной манерой и Асано в ответ в гневе выхватил меч и напал на Кира в замке сёгуна. Такое преступление вызвало немедленную реакцию сёгуна, который назначил Асано наказание в виде ритуального самоубийства сэппуку, после чего его владение, провинция Харима (ныне часть префектуры Хёго), сделалось собственностью сёгуната, а его слуги с момента смерти господина стали считаться ронин (свободными самураями). Сорок семь этих слуг поклялись отомстить за смерть своего хозяина. Вскоре после смерти Асано преданные ему ронин пришли на его могилу и принесли голову Кира.

Определение соответствующего наказания за этот акт мести представляло сложную задачу для сёгуната по нескольким причинам. Правители Токугава пропагандировали кодекс Бусидо, требовавший от самурая абсолютной преданности своему даймё. Однако 47 ронин открыто нарушили законы общества, совершив групповое убийство. Кроме того, убив Кира, бывшие слуги Асано совершили свою месть в столице, нагло бросив вызов власти сёгуна в обоих случаях. Сёгун решил наказать всех возмутителей спокойствия и приказал им совершить сэппуку. Однако, поскольку ронин совершили свой поступок в рамках старинных самурайских принципов и смерть их могла рассматриваться как акт дзунси, 47 ронин быстро обрели популярность в обществе — к огорчению правителей Токугава. Повествующая о них знаменитая пьеса Канадэхон тюсингура появилась в 1748 г. и сразу же сделалась эталонным повествованием об этом событии.

Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 192-194.

Tags: 
Понятие: