Интеллектуальные орудия труда

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ОРУДИЯ ТРУДА, орудия интеллектуального действования — термин относится к устройствам и системам искусственного интеллекта, к интеллектуализированным объектам специального и универсального назначения, в частности к компьютерам, а также к внутрипсихическим «искусственным» способам и навыкам (стереотипам и эвристикам) и, в непрямом смысле, к некоторым формам общественного сознания, например к научным теориям.

Понятие «Интеллектуальные орудия труда» имеет исторические предпосылки. «Голая рука и интеллект, представленный сам себе, не многого стоят: все совершается при помощи орудий и вспомогательных средств», — читаем у Ф. Бэкона. Б. Спиноза в «Трактате об усовершенствовании разума» говорит, что, подобно тому как, используя природные способности (естественные орудия), человек создает более совершенные орудия труда, «...так и разум природной силой своей создает себе умственные орудия... от которых обретает другие силы для других умственных работ». «Экономия умственной энергии может рассматриваться как одно из главных условий, от которых зависит наше господствующее интеллектуальное положение», — писал У.С. Джевонс в 1874 г. М. Минский не раз называл математику интеллектуальным орудием науки. Ряд высказываний, близких к приведенному по смыслу, но в иной терминологии, принадлежат М. Минскому. А.В. Брушлинский пишет, что область конструирования «искусственного интеллекта остается нужной и плодотворной потому, что современные и будущие машины являются необходимыми орудиями (и только орудиями!) творческой и нетворческой деятельности людей».

Концепция включения «искусственных образований» в человеческую деятельность в качестве «психологических орудий» для использования их аналогично «техническим орудиям труда» представлена Л.C. Выготским. Сформулированные им применительно к психической деятельности человека выводы в полной мере приложимы к искусственному интеллекту и ко всему спектру средств и способов «усиления» человеческого интеллекта. «В инструментальном акте между объектом и направленной на него психической операцией вдвигается новый средний член — психологическое орудие... функционально определяющее все процессы, образующие инструментальный акт. Всякий акт поведения становится тогда интеллектуальным... Включение орудия в процесс поведения... видоизменяет протекание и отдельные моменты (интенсивность, длительность, последовательность и т.п.)... замещает одни функции другими... так же, как техническое орудие пересоздает весь строй трудовых операций».

Фундаментально важно отмеченное Л.C. Выготским «существеннейшее отличие психологического орудия от технического — направленность его на психику и поведение». Использование интеллектуальных орудий труда не только усиливает интеллект человека, но и меняет менталитет субъекта, ведет к взаимоопосредствованию психических функций, к их перестройке и качественным изменениям, в конечном счете к продолжению процесса достраивания высших психических функций в онтогенезе.

Вызывающий споры вопрос о том, что такое искусственный интеллект, возникает в значительной степени из актуально существующего противоречия. С одной стороны, объекты искусственного интеллекта (устройства и системы) представляют собой форму отчуждения и опредмечивания фрагментов интеллекта человека. С другой — приложение к техническому устройству и программной системе термина «интеллект», хотя бы и с добавлением «искусственный», является не более чем метафорой, поскольку натуральный, полноценный интеллект мыслится не иначе, как атрибутом психики. Названное противоречие снимается, если искусственному интеллекту придается смысл интеллектуальным орудиям труда. Объект искусственного интеллекта оказывается при этом конструкцией (информационной, технической и др.), семантика которой определена ее динамическими свойствами и функциональным назначением, а прагматика относится к сфере живого интеллекта человека, осуществляющего включение искусственного интеллекта в процесс практического целенаправленного действования.

Ситуацию иллюстрирует ответ на вопрос: «Заключен ли интеллект в логарифмической линейке?» Можно сказать, что в качестве интеллектуального орудия труда линейка — результат интеллектуальной деятельности человека и ее использование позволяет усилить интеллект человека. Указанное качество может проявиться, однако, только в деятельности человека, использующего ее именно для цели вычислений, а не как, например, упор для ножки письменного стола. Без человека линейка является механическим предметом, с запечатленным на нем невостребованным («мертвым») знаком — следом интеллектуальной деятельности человека. Аналогичным образом обстоит дело с интеллектуальными системами, со сложными комплексными интеллектуализированными технологиями и с компьютерами.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 202-204.

Литература:

Брушлинский А.В. Почему невозможен искусственный интеллект / Кибернетика: неограниченные возможности и возможные ограничения. Перспективы развития. М., 1981; Выготский Л.С. Собр. соч. В 6-ти т. Т. 1. М., 1982; Лем С. Сумма технологии. Собр. соч. Т. 13. М., 1996; Минский М. Общение с внеземным разумом / Реальность и прогнозы искусственного интеллекта. М., 1987; Спиноза Б. Избр. произв. Т. 1.М., 1957;Jevons W.S. The Principles of Science: Treatise on Logic and Scientific Method (1874). Dover Publ., N.Y., 1958.

Понятие: