Либеральная теология

ЛИБЕРАЛЬНАЯ ТЕОЛОГИЯ — религиозно-философское течение в протестантизме 19— 20 веках, стремящееся учесть результаты развития науки и меняющиеся исторические условия для защиты основ христианского вероучения путем пересмотра его традиционного догматического понимания. Важнейшим теоретическим источником либеральной теологии были идеи немецкого философа и теолога Ф. Шлейермахера. Заметное влияние на ее формирование оказали Ф. X. Баур и Тюбингенская школа богословия, а также исследования по библеистике и христологии Д. Ф. Штрауса, Б. Бауэра и других младогегельянцев. Консолидация либеральной теологии как богословского направления и ее наибольшая популярность приходятся на конец 19 — начало 20 века. Ведущие представители—А. В. Ритчль, А. Гарнак, Э Трёльч. В объяснении религии либеральные теологи придают большое значение психологическим и культурным факторам. Бог открывается лишь индивидуальному внутреннему чувству, а религиозная вера является ответом на запросы самой человеческой природы, которые раскрываются в рамках обычной жизненной практики, испытывая влияния конкретных культур. Представители либеральной теологии предприняли серьезную попытку применить в изучении Библии историко-критический метод, использующий достижения исторических наук и сравнительного языкознания и опирающийся на текстологический и отчасти герменевтический анализ. Результатами такого подхода были рассмотрение религии как части общей культурной истории, а Иисуса Христа как исторической личности, подрыв понимания писания как прямого богооткровения и отход от буквальной трактовки библейской мифологии в пользу ее аллегорического истолкования. Бог сохранял статус абсолюта, к которому способен приобщиться каждый индивид, но утратил антропоморфные свойства. Главным содержанием христианства становится этическое учение Христа, а религиозная картина мира пересматривается в свете научных данных и в немалой степени утрачивает иррациональный характер. Бурное развитие науки и техники питало надежду либеральной теологии на возможность быстрого разрешения на базе буржуазно-либеральных программ острых социальных проблем и достижение общего Прогресса человечества, главный фактор которого — разумно осмысленное христианство как основа гуманного общества, единения и братства людей. Идеи либеральной теологии получили распространение среди сторонников обновления протестантизма. В Англии в начале 20 века движение модернистов принимает организованные формы, появляются журнал «Либеральный священник» (1904—1908) и другие издания. Общий кризис капитализма и 1-я мировая война подорвали надежды либеральной теологии на скорый социальный прогресс, а консолидировавшаяся в 20-е годы неоортодоксия заметно уменьшила влияние либеральной теологии в церковных кругах. Однако вопреки утверждениям консервативного протестантизма либеральная теология не сошла со сцены, что связано с действенностью питающих ее факторов, прежде всего непреходящей остротой проблемы отношения науки и религии и озабоченностью верующих растущей дегуманизацией мира. Многие религиозные и светские мыслители (в частности, А. Швейцер) разделают понимание христианства как главным образом или исключительно моральной доктрины. После 2-й мировой войны - последователь Трёльча шведский теолог А. Нюгрен обосновывал идею имманентности религиозного чувства человеческой природе (концепция «религиозного априори») и разрабатывал систему «научной теологии». В 60-70 годы наблюдается активизация либеральной теологии в США (главный центр — Школа богословия Чикагского университета). Ее представители Ш. Мэтьюз, Ш. Дж. Кейз, Э. Гудспид пытаются снять дуализм земного и небесного и осуществить синтез протестантизма и современной науки. Либеральная теология отражает тенденцию к межконфессионализации и обмирщению христианства.

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 145-147.