Формация общественно-экономическая (Лопухов, 2013)

ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ — одна из фундаментальных категорий марксистской социологии, рассматривающей общество на каком-либо этапе его развития как целостность, возникающую на основе определенного способа производства. В структуре каждой формации выделялись экономический базис и надстройка. Базис (или производственные отношения) — совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ (главными среди них являются отношения собственности на средства производства). Надстройка понималась как совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, философских, научных, образовательных и пр. учреждений и соответствующих отношений, не входящих в базисные, а также идеи, взгляды, теории — одним словом, все сферы общественного сознания.

На определенном этапе развития производительных сил между ними и консервативным экономическим базисом возникает конфликт, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно-экономической формации с новыми, более прогрессивными базисными отношениями. Таким образом, марксизм понимает исторический процесс как закономерную, объективно обусловленную, естественноисторическую смену общественно- экономических формаций.

В трудах самого К. Маркса выделяются три формации — первичная (архаическая), вторичная (экономическая) с различными формами частной собственности (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая) и постэкономическая (коммунистическая). Только к 30-м гг. XX в. в советском обществознании сформировалась так называемая «пятичленка». Согласно этой концепции, на долгие годы ставшей догмой для коммунистов многих стран, все общества проходят в своем развитии поочередно пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой фазой которой является социализм. Формационный подход к истории народов представлял ее как универсальный, однолинейный, жестко детерминированный экономикой процесс. Реально же история народов, обществ, стран и континентов представляет собой процесс многовариативный, многолинейный, многообразный и противоречивый. Именно поэтому формационный подход, отбросить который принципиально невозможно, дополняется ныне подходом цивилизационным, учитывающим специфику развития стран и группы стран. Да и сам К. Маркс предупреждал, что формационный подход не универсальная матрица, а лишь выявление исторической закономерности, характерной для стран Европы.

Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 441-443.