Квакеры (Митрохин, 1990)

КВАКЕРЫ (от англ. quakers, букв. —  трясущиеся; первоначально употреблялось в ироническом смысле; самоназвание Society of Friend — общество друзей) — последователи радикального направления в протестантизме, основанного в Англии Дж. Фоксом. Движение квакеров возникшее среди городской бедноты, явилось реакцией на религиозную нетерпимость, ханжество и формализм, царившие в обществе. Квакеры последовательно проводили идеи христианского гуманизма и индивидуализма, решительно отвергая церковную догматику и культ. Несмотря на свою относительную малочисленность по сравнению с другими протестантскими церквами, квакеры оказали заметное влияние на религиозную и культурную жизнь Западной Европы и США. В основе вероучения квакеров лежит представление о том, что в душе каждого человека присутствует бог («внутренний свет», «слово», «внутренний Христос»), человек способен его чувствовать и следовать божественному призыву. Бог является одновременно и имманентным (он участвует во всей жизни человека), и трансцендентным (поскольку бесконечно превосходит человека). Он направляет верующего, который должен (и способен) слить свою волю с волей бога, стать инструментом, посредством которого бог проявляет себя в мире. В этом поиске жизнь человека обретает цельность и смысл. Высшая истина, учат квакеры, не в исповеданиях веры, не в книгах и проповедях, а внутри человека, и для познания ее нужно прислушаться к собственному внутреннему голосу, который и есть голос бога. «Внутренний свет» адекватно воплощен в Библии, рассматриваемой квакерами как необходимый источник религиозной истины. Однако она нуждается в интерпретации посредством «внутреннего света», чтобы приобщиться к святому духу, который озарял ее авторов. Такая интерпретация может дать знание, независимое от Библии, хотя и не противоречащее ей. У квакеров отсутствует сложная, детально разработанная догматика; в своей вере они исходят прежде всего из реального опыта богопознания, в т. ч. и тех, кто жил в прежние времена. Отмежевываясь не только от католических, но и от ортодоксальных протестантских доктрин, квакеры отвергают всякое обязательное богослужение, таинства и обряды (в т. ч. крещение и причащение), все праздники. В их молитвенных домах отсутствуют какие-либо религиозные символы, не допускается пение и музыка, равно и предварительная проповедь, и штатные проповедники. По воскресеньям они собираются вместе и погружаются в молчание, пока кто-либо не почувствует потребность что-либо сказать. Порой собрание проходит без единого слова. Браки между квакерами совершаются на основе обещания верности, данного в присутствии старейшин. При рождении, бракосочетании, погребении никакие особые ритуалы не совершаются. С доктриной «внутреннего света» органически связаны социальные воззрения квакеров, их этическая система и особенности поведения, во многом обусловившие враждебное отношение к ним других протестантских организаций и светских властей. Наиболее известным является «свидетельство о мире»: именно квакеры разработали доктрину абсолютно бескомпромиссного пацифизма, категорически отвергая всякое насилие даже в целях самозащиты. Логика их проста: поскольку в каждом человеке присутствует «внутренний свет», то убийство человека означает убийство бога, а это не может быть оправдано никакими земными человеческими соображениями. Поэтому квакеры всегда отказывались брать в руки оружие. Они выступают против внешней роскоши, чинопочитания, официальной присяги, не дают клятв, стремятся к максимальной простоте в речи, одежде, поведении, отказываются от украшений, не снимают шляпы и не кланяются никому, требуя от каждого своего последователя безусловной искренности и правдивости. Все это неизбежно вызывало жестокие репрессии со стороны властей в Англии вплоть до принятия Закона о веротерпимости 1689 года, а в США, куда с 1656 года постепенно перемещался центр квакерского движения, они продолжались до 19 века. Квакеры проповедуют и осуществляют полную религиозную терпимость, поскольку считают, что все люди — язычники, христиане, неверующие, мужчины и женщины — являются носителями божественного света и святы в одинаковой мере. На протяжении веков квакеры вели последовательную и энергичную борьбу против рабства, против смертной казни и антигуманного содержания заключенных, против неграмотности. Внутренняя сплоченность, готовность к взаимовыручке, трудолюбие и честность, которую признавали даже противники квакеров, способствовали процветанию квакерских сообществ, увеличению в них числа фермеров, торговцев, промышленников, что приводило к ослаблению первоначального ригоризма и изоляционизма, к расширению социальной активности квакерских организаций. Особое внимание квакеры уделяли антивоенной и филантропической деятельности, широко развернувшейся после 1-й мировой войны под руководством созданного в 1917 году «Комитета служения американских друзей», которая включала работу среди пленных, перемещенных лиц, помощь в восстановлении разрушенных районов, борьбу с голодом и эпидемиями, в т. ч. и в СССР. Миротворческая деятельность особенно расширилась после 2-й мировой войны и распространилась на многие страны и регионы Африки, Азии, Лат. Америки. В 1947 году американским и английским квакерам была присуждена Нобелевская премия мира. Свою антивоенную деятельность квакеры не сворачивали даже в самые тяжелые годы «холодной войны». Они бескомпромиссно обличали агрессивную политику США, выступали против политики силы и антикоммунизма, стремились наладить контакты с миротворческими организациями всех стран, в т. ч. и СССР, проводили марши мира, мирные забастовки, конференции, издавали многочисленные призывы, обращения. Наступление ядерной эры лишь подчеркнуло значение миротворческой миссии квакеров: в антиядерном движении они играют роль своеобразного фермента, отстаивая пацифистские идеи в наиболее непримиримой, последовательной форме.

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 125-128.

Понятие: