Секуляризация (Осипов, 2014)

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от лат. saeculum) — 1. Длительный отрезок времени, «мира», как «мира, находящегося под властью сатаны»; 2. В римском праве — возвращение в «мир» члена религиозного ордена; 3. В 17—18 века  — процесс изъятия земель из церковной и монастырской собственности или владения; 4. Уменьшение значения и влияния религии в обществе и сознании людей. Ее проявления весьма многообразны как по форме, так и по содержанию: это и современные альтернативные движения, молодежная культура и «теология освобождения», «невидимая религия», тяга к оккультизму и колдовству, связанные с возможностью выбирать свои собственные идеологию и религию, а не следовать им по традиции от рождения до смерти. Секуляризация затрагивает самые различные сферы общества, культуры, социальных группы и институты, равно как сознание и поведение отдельного человека, а также его взаимодействие с другими людьми.

Трактовка секуляризации во многом зависит от того, как определенная религия и каково отношение ученого к ней. Одни авторы считают, что нет такого явления или процесса, который можно было бы назвать секуляризацией. По их мнению, он скорее представляет собой разновидность антирелигиозной идеологии, чем научное понятие. Другие считают процесс секуляризации установленным фактом, рассматривая его как необратимый процесс, присущий современности, ведущий к сокращению сферы действия религии, падению ее влияния и значения как для общества в целом, так и для отдельного индивида. Между этими крайними точками зрения есть много других, приближающихся к тому или иному полюсу.

Согласно классификации американского социолога Л. Шайнера существует шесть типов концепции секуляризации.

В рамках первого типа секуляризации обозначается как упадок религии. Американский социолог Б. Вильсон определил ее как «процесс, в ходе которого религиозные институты, сознание и практика теряют свою социальную значимость». Причем, не религиозная практика и не религиозные институты, а религиозное сознание — сфера наиболее заметных и глубоких изменений. Институциональная оболочка может даже сохраняться, но содержание религии и религиозного сознания становится совершенно иным, что и позволяет говорить о наличии секуляризации. Такое определение можно считать секуляризацией сознания.

В концепциях второго типа (М. Вебер, Г. Пфаутц, П. Бергер и др.) внимание акцентируется на изменениях в самих религиозных группах и институтах, в которых на смену ориентаций на «иной мир» приходят ориентации на «этот мир», а на смену традиционной этике приходит прагматическая этика. К этой перспективе относится тезис Вебера о протестантской этике и различные современные эмпирические исследования этой области, а также концепция Бергера, который многое писал о «конформизме религиозных групп», проникнутых «духом рационального расчета» и все больше внимания уделяющих не Богу, а реальным земным проблемам. Активная светская (политическая, культурная и др.) деятельность религиозных организаций оказывается здесь важным показателем секуляризации. Данное определение секуляризации можно назвать секуляризацией религиозных групп.

Для третьего типа концепций (Т. Парсонс, Р. Белла и др.) характерно понимание секуляризации как следствия все большей структурной дифференциации общества, отделения религии как социального института от других социальных институтов (образования, семьи, политики, права, морали, экономики и т.д.) и от общества в целом. Вместо того чтобы быть, как раньше, главным источником легитимации общества, религия все в большей степени становится частным делом человека, проблемой его индивидуального выбора. Ограничивается сфера ее влияния, в значительной степени утрачиваются функции религии как социального института, а значит, ее роль и значение в обществе.

Однако религия, становясь делом индивидуального выбора, вовсе необязательно приходит в упадок. По мнению Парсонса, следует говорить не столько о секуляризации, сколько об изменении функции религии вследствие структурной дифференциации в обществе и о возникновении новых форм религии, более соответствующих сознанию современного человека. Белла, Бергер, Т. Лукман также считали, что суть феномена секуляризации составляет процесс «индивидуализации» религии, когда каждый человек может дать свою интерпретацию традиционных верований или сконструировать собственную религию. Лукман — создатель концепции «невидимой религии» был одним из первых социологов, обративших внимание на то, что наряду с упадком «церковно-ориентированной религиозности» может сохраняться и даже возрастать «внецерковная религиозность». Данное определение секуляризации отождествляется с внецерковной религиозностью.

Согласно четвертому типу концепции секуляризации означает замену традиционной религии ее «функциональными эквивалентами» и «религиозными суррогатами» типа марксизма, национализма, атеизма, рационализма и т.д. В данном случае можно говорить о секуляризации как о суррогатной религиозности.

С точки зрения пятого типа концепций, секуляризация — это процесс «десакрализации» мира. Современный мир «десакрализуется», т.е. теряет свой священный, религиозный характер, поскольку мир и человек объясняются вполне рационально, естественно, а не сверхъестественными причинами. Это тот самый процесс, о котором говорили эволюционисты типа Д. Фрэзера, считавшие избавление от «предрассудка», т.е. религии, настоятельной потребностью человечества. Весьма сходно с данным пониманием секуляризации веберовское «расколдование мира», хотя Вебер говорил, скорее, об устранении магических элементов, а не религии как таковой.

И наконец, шестой тип концепций определения секуляризации как сдвиг от «священного» общества к «светскому». Его главным представителем является Г. Беккер, который прослеживает изменения в этой сфере на уровне всего общества, а не только религии. В «священном обществе» велика степень сопротивления изменению, культурным нововведениям, отсутствует эффективное взаимодействие между социальными группами и поддерживается непрозрачная система ценностей. Для светского общества, напротив, характерна готовность и способность к изменению, прозрачная система ценностей, подверженная различным влияниям, а нововведения здесь приветствуются. В рамках этой концепции секуляризация означает отказ от традиционного определения универсумов ради утилитарных и рациональных определений. Это связано с общей теорией социальных изменений и с понятием «открытая» — «закрытая» системы рациональности. Данная типология была принята в качестве модели при анализе феномена секуляризации в Европе.

Е.Д. Руткевич

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 405-406.

Литература:

Руткевич Е. Секуляризация «жизненного мира» и перспективы современной религиозности // Буржуазная социология на исходе 20 в. М., 1986;

Манхейм К. К новой соц. философии: вызов социолога христианским мыслителям // Диагноз нашего времени. М., 1994;

Кокс X. Мирской град. М., 1995;

Berger P. A For Glory. The Quest for Faith in an Age of Credulity. N.Y., 1992.