Демифологизация (Митрохин, 1990)

ДЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ - понятие, выражающее основное содержание концепции, разработанной немецким протестантским теологом Р. Бультманом в работе «Новый завет и мифология» (1941). По мнению Бультмана, мифическая. картина мира, содержащаяся в Новом завете, безнадежно устарела и абсолютно чужда современному человеку, являющемуся свидетелем успехов науки и техники и переставшему верить в библейские чудеса. Исходя из этого, Бультман предлагает «демифологизировать» христианство, т. е. дать ему новую интерпретацию, перевести с языка Библии на современный язык. Это не означает отказа от христианства, а, наоборот, преследует цель спасти его, сделать приемлемым для современного человека. Миф, по Бультману, не составляет сущности христианства. Это лишь способ изложения, обусловленный особенностями эпохи. В своеобразной форме миф выражает более глубокое содержание (керигму). «Подлинный смысл мифа,— пишет Бультман,— состоит не в том, чтобы дать объективную картину мира; в гораздо большей степени в мифе выражается то, как человек понимает самого себя в мире; миф следует интерпретировать не космологически, а антропологически, точнее, экзистенциально». С помощью мифа человек осознает, что он не управляет собой, а зависит от некоей могущественной силы, от трансцендентного, т. е. бога. Таким образом, Бультман понимает демифологизацию не как полное уничтожение христианской мифологии, а как ее иное истолкование. Критика Бультмана шла по двум основным направлениям. Во-первых, его противники указывали, что отказ от признания объективного содержания христианских мифов подрывает самые основы христианства, ибо делает недостоверным божественное откровение, выраженное в Библии. Во- вторых, Бультмана обвиняли в том, что он подменяет христианскую веру сложными филоскими конструкциями. Но вера масс, указывали его критики, не может базироваться на философии, в основе ее лежит вера в истинность священного писания, т. е. Библии. По мнению ряда критиков Бультмана, миф является не внешним способом выражения христианства, а принадлежит к его сущностным определениям.

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 91-92.