Что такое квинтовый круг тональностей

В музыке есть такое понятие как квинтовый круг. Это такое расположение тональностей, при котором знаков диез становится на один больше при движении по часовой стрелке.

Знание данного круга полезно для лучшего понимания того, как вообще устроена музыка. Например, тональности первой степени родства отличаются друг от друга лишь на один знак при ключе. Соответственно, используя квинтовый круг, можно быстро их определить.

Как же пользоваться квинтовым кругом? Это очень просто и ответ на этот вопрос кроется в самом названии рассматриваемого нами понятия. Для до мажора (Cdur) следующей в круге тональностью будет соль мажор (Gdur), а между нотами до и соль как раз будет квинта. Отсюда и происходит название "квинтовый круг".

Так, отстраивая квинту вверх, можно найти все мажорные диезные тональности. При этом каждая последующая тональность будет отличаться от предыдущей на один знак при ключе.

Квинтовый круг

Если немного присмотреться и поэкспериментировать, то можно заметить, что если отстроить кварту вверх от ноты до, то у нас получится также тоника мажорной тональности, отличающейся от исходной всего на один знак при ключе. Почему же мы не можем пойти по кругу таким образом?

На самом деле так мы тоже можем получить двенадцать тональностей. Только на этот раз у нас будет увеличиваться количество бемолей при ключе и тональности будут располагаться против часовой стрелки. Это будет называться уже квартовым кругом.

Квартовый круг

Практическое применение

На практике мы можем использовать оба круга для совершения модуляции, а конкретно для нахождения общего аккорда. Например, до мажор и си бемоль мажор (Bdur) - это не самые близкие друг для друга тональности. У них разница в два знака при ключе. Это значит, что модуляция из Cdur в Bdur напрямую может звучать не очень хорошо. Но мы можем сначала из до мажора перейти в фа мажор (Fdur), двигаясь, получается, по квартовому кругу и только после этого модулировать в Bdur.

Модуляция из до мажора в си бемоль мажор

На рисунке разным цветом мы выделили разные тональности. В данном случае общим аккордом у нас будет трезвучие фа мажор (F).

Ничто не мешает нам и просто совершать модуляции в тональности первой степени родства к исходной - такие переходы звучат хорошо.

Итак, как видите, рассмотренные нами понятия, помогают не просто найти абсолютно все существующие тональности, но и научиться делать модуляцию так, чтобы она звучала хорошо.