Гуситы

Чашники

ЧАШНИКИ, каликстинцы (от лат. calix - чаша; чеш. Kalisníci), подобои, утраквисты (от лат. sub utrague specie - под обоими видами), - представители умеренного крыла в Гуситском революционном движении 1-й половине 15 века в Чехии. Программа чашников, отражавших интересы средних слоев городского населения, мелких и части крупных чешских феодалов, была сформулирована в июле 1420 году в так называемых Четырех пражских статьях (см. Пражские статьи). Чашники требовали права причащения всех верующих (как мирян, так и духовенства) «под обоими видами», не только хлебом, но и вином (последнее разрешалось в католической церкви только духовенству)...

Гуситские войны

С 1419 г.  в Чехии шли гуситские войны. С одной стороны, это была вооруженная борьба между чешскими гуситами и чешскими же католическими панами,  а с другой, борьба чехов-гуситов против международной реакции и иностранной интервенции.

Правая партия была готова на определенных условиях принять Сигизмунда (Зигмунда) Люксембургского чешским королем. Но тот решил подавить чешских "еретиков" силой. 17 марта 1420 г.  он начал крестовый поход против гуситов. Гуситы стали готовиться к отпору. Сигизмунд с огромным войском подошел к Праге 30 июня. На помощь ей двинулись табориты. 14 июля разыгравшаяся на горе Витков битва была императором проиграна...

Гуситская революция

Смерть Яна Гуса в 1415 г. стимулировала реформационные устремления общества. Король Вацлав IV отказывался удовлетворить требования о подавлении в стране "еретичества". Население захватывало церковные земли, изгоняло католических священников и заменяло их гуситскими. На рубеже 1418 и 1419 гг. чешские католические паны, патрициат, римская церковь и германский император Сигизмунд (Зигмунд) объединили свои силы для наступления на гуситов, стали изгонять гуситских священников, добились назначения пражскими коншелами решительных противников гусизма.

Гусизм: идеологические предпосылки

Обострение внутриклассовых и междуклассовых противоречий в чешском обществе вызвало в нем недовольство существующими порядками и их критику. Протест, естественно, облекался в религиозную форму, иные формы были просто исключены. Существующее положение сравнивалось с "божественными установлениями". Обнаруженные несоответствия служили оправданием недовольства. Церковь была не только могущественна, но и безнравственна. После окончания авиньонского пленения пап в 1373 году начался церковный раскол, продолжавшийся 40 лет и раскрывший всему миру глаза на сущность католической церкви.

Гуситское движение

С красной чашей на знамени (Гуситское движение). Казнь чешского реформатора Яна Гуса вызвала взрыв возмущения в чешских землях. Чехи приняли учение Гуса, выступавшего за причащение мирян «под обоими видами», т. е. не только хлебом, но и вином из чаши, что было привилегией католического духовенства. Однако гуситы разделились на/два лагеря: умеренных чашников (из шляхты и богатых горожан) и радикальных таборитов (из городской и деревенской бедноты). Последние построили на горе Табор в южной Чехии укрепленный лагерь.

Гуситы (Новиков, 1987)

ГУСИТЫ — участники антифеодального национально- освободительного движения в Чехии, последователи вождя чешской Реформации Яна Гуса (сожжен в 1415 г.). Социальный состав гуситов - крестьянство, плебейские слои города, бюргерство, среднее и мелкое дворянство. В 1419 году в Чехии началось широкое революционное антифеодальное национально-освободительное движение (Чехия тогда находилась под властью т. н. «священной Римской империи»). Гуситы выступили с требованием секуляризации церковных владений, ослабления политического влияния католической церкви.

Гуситы (Митрохин, 1990)

ГУСИТЫ — участники антифеодальной национально-освободительной борьбы чешского народа в 1-й половине 15 века против феодальной эксплуатации, католической церкви и засилья немецких феодалов. Идеологические и политические предпосылки движения гуситов создали выступления Яна Гуса и его сподвижников. Социальная неоднородность гуситов привела их к расколу на два лагеря. Бюргерско-рыцарский лагерь (среднее и мелкое дворянство, среднее духовенство, богатые ремесленники) выступал за реформы церкви, секуляризацию церковных земель, изгнание немецких феодалов, причащение мирян не только хлебом, но и вином из чаши (отсюда их название— чашники). Крестьянско-плебейский лагерь (табориты) выдвинул более радикальную антифеодальную программу. Раскол среди гуситов, совместное выступление против таборитов бюргерско-рыцарского лагеря и феодально-католической реакции привели к их разгрому. Революционное движение гуситов явилось важной вехой в истории чешского народа, источником его революционных национальных традиций, оно расшатало устои католической церкви, создало предпосылки для Реформации в Европе.