Начало гуситского движения

Социальные и освободительные движения средневековья проходил» обычно под религиозными лозунгами. Религия была в то время господствующей формой идеологии; в руках класса феодалов она явилась могучим орудием идейного воздействия на массы. Естественно, что, поднимаясь на борьбу против феодального гнета, трудящиеся выступали одновременно против церкви — крупнейшего феодала, причем сами эти выступления в условиях феодализма неизбежно принимали религиозную форму. Трудящиеся создавали свои религиозные учения, оправдывавшие их выступления и идейно обосновывавшие их программу. Так обстояло дело вовремя всякого происходившего в средние века антифеодального освободительного движения. Антифеодальное освободительное движение, развернувшееся на чешских землях в XV веке, не составляло в этом отношении какого-либо исключения.

Против католической церкви и связанного с ней немецкого засилья в Чехии выступили крестьяне, бюргерство и социальные низы городов, а также часть самого класса феодалов. Борьба против церкви в тех условиях не могла не быть одновременно и религиозной борьбой.

Католическая церковь во второй половине XIV — начале XV века представляла собой картину крайнего разложения. В результате борьбы разных групп церковных феодалов в католической церкви в 1378 году одновременно были избраны два, а с начала XV века — три папы. Каждый из них не брезговал никакими средствами для сбора с населения всевозможных поборов. Церковные должности получал тот, кто больше платил папской курии. Высокие церковные должности захватили авантюристы, пьяницы и развратники. Всеобщую ненависть, например, снискал некий священник Коята, роскошная и развратная жизнь которого надолго стала нарицательной в Чехии. Гнев народа против паразитической церкви в Чехии стал столь угрожающим, что некоторые более дальновидные представители чешского духовенства пытались путем частичных реформ церкви устранить наиболее кричащие пороки духовенству и тем предотвратить взрыв народного негодования. Так, пражский архиепископ Арношт из Пардубиц во имя спасения церковной собственности и престижа клира пытался ограничить роскошь и праздную жизнь чешского духовенства.

Широкое распространение получила в это время деятельность всякого рода проповедников, критиковавших церковь с точки зрения принципов «Священного писания» Деятельность проповедников, отражавшая сложные противоречия социально-экономической и политической жизни Чехии

[140]

второй половины XIV — начала XV века, сыграла большую роль в формировании реформационных идей и в подготовке европейской реформации.

В начале XV века сказались последствия централизаторской деятельности Карла I: налоговый гнет усилился (что можно видеть хотя бы на примере роста всеобщей, так называемой генеральной берны). Обострение борьбы против усилившегося гнета феодального централизованного государства и его апологета — католической церкви создавало в Чехии в начале XV века благоприятную почву для проповеди и деятельности религиозных реформаторов.

Монах бенедиктинского монастыря Конрад Вальдгаузер (1320—1369 гг.), выступавший с проповедями в Австрии, перенес в 60-х годах XIV века свою деятельность в Чехию. В своих проповедях он обличал роскошь и стяжательство высшего клира. Он не выступал против официальной церкви: его проповеди отражали взгляд той части духовенства и господствующего класса, которая, как и Арношт из Пардубиц, в страхе перед народным движением стремилась спасти церковь путем устранения наиболее очевидных ее зол. Тем не менее проповеди Вальдгаузера, получившие поддержку короля и архиепископа, независимо от субъективных намерений самого Вальдгаузера и его покровителей, активизировали круги низшего духовенства, условия жизни которого резко отличались от условий жизни высшего клира. Пребывавшее в бедности и близкое интересам крестьянства, низшее духовенство подхватило обличения Вальдгаузера и понесло их в народ.

Гораздо более серьезные последствия, чем проповеди Вальдгаузера, имели в 60—70-х годах XIV века выступления чешского каноника, члена королевской канцелярии Яна Милича из Кромержижа. В отличие от немецких проповедей Вальдгаузера, Милич проповедовал на чешском языке, что сразу сделало его выступления очень популярными. Проповеди Милича отличались и по существу от проповедей Вальдгаузера, он резче обличал паразитизм духовенства, выступил против существовавшего порядка в церкви и, наконец, выдвинул идею секуляризации церковного имущества и требование общей реформы церкви. Милич пытался практически содействовать реформе церкви и с этой целью в 1367 году совершил поездку в Рим. Принципиально новым в выступлении Милича было также и требование критического подхода к библии, что, как известно, составляло важнейший момент в реформационных движениях. Наконец, деятельность Милича была важна своими организационными последствиями. Многочисленные последователи Милича образовали целое «миличевское направление» в чешском реформационном движении. Ученики и последователи Милича лавочник Кржиж и шляхтич Мюльгейм выстроили в Праге в честь своего учителя Вифлеемскую часовню (1391 год), где на чешском языке велись проповеди в духе принципов Милича.

На Милича обрушились гонения. Церковники обвинили его в еретичестве. Для реабилитации Милич отправился к папе в Авиньон, но по дороге в 1374 году умер.

Еще более выдающаяся роль в истории чешского реформационного движения принадлежит магистру Пражского университета Матвею из Янова (1350—1393 годы), на которого большое влияние оказали идеи и проповеди Милича. Матвей из Янова пошел дальше Милича и явился непосредственным предшественником Яна Гуса.

В отличие от Вальдгаузера и Милича Матвей из Янова фактически порвал с официальной церковью. В своем трактате «Правила Старого и Нового завета» — выдающемся памятнике мировой общественной мысли того времени — Матвей из Янова выступил с развернутой критикой библии.

[141]

Вифлеемская часовня, конец XIV — начало XV в.

Он также подверг критике практику официальной церкви и учение отцов церкви, придя к выводу о несоответствии практики католической церкви принципам раннего христианства, идеи которого в известной мере отражали чаяния низших слоев общества. Главным источником социальных контрастов и несправедливостей, согласно Матвею, была концентрация собственности в руках церкви и обременение народа непосильными податями.

Основные положения учения Матвея из Янова более или менее совпадали с положениями английского реформатора Джона Виклифа, учение которого получило вскоре распространение в Чехии и явилось предметом многих диспутов между сторонниками и противниками реформации.

Наряду с развитием реформационной мысли в Чехии наблюдался рост народного еретичества.

Народные ереси и пророчества были формой классовой борьбы эксплуатируемых масс против эксплуататоров. Народные проповедники бичевали паразитизм духовенства, называли папу антихристом, пророчествовали, срывали с официальной церкви маску святости, обличали социальные противоречия и эксплуатацию, проповедовали принципы социального равенства.

Таким образом, есть все основания считать, что реформационное учение Яна Гуса (1371—1415 гг.) было подготовлено всем развитием социально-

[142]

экономических отношений в Чехии и сформировавшихся на этой основе реформационных и еретических идей. Величие Яна Гуса состоит не только в оформлении и дальнейшем развитии чешского реформационного учения, но главным образом в том, что он возглавил чешское освободительное движение против католической церкви и немецкого засилья.

Ян Гус.
Портрет работы художника Гольбейна.

Великий сын чешского народа Ян Гус родился в семье бедных крестьян в южной Чехии и проявил большую силу воли в преодолении тех трудностей, которые лежали в то время на пути бедного человека, если он стремился к знаниям.

В результате упорного труда и выдающихся способностей Яну Гусу удалось поступить в Пражский университет, закончить его философский факультет и получить звание бакалавра (1393 г.). В 1396 году Ян Гус стал магистром свободных искусств и доктором философии, что дало ему право преподавать в университете. В 1401 году Ян Гус был избран деканом философского факультета, что явилось общественным признанием его выдающихся способностей и популярности (следует иметь в виду, что в то время большинство должностей в университете принадлежало немцам).

Учителями Яна Гуса были выдающиеся чешские профессора Стефан Копии, Микулаш из Литомышля и особенно Стефан из Знойма, ознакомившие Гуса с идеями Матвея из Янова. В 1396 году Ян Гус впервые выступил перед студенческой аудиторией обличением паразитической жизни духовенства и с призывом реформы церковных порядков. Ян Гус выступил сторонником сильной королевской власти, считая, что церковь должна быть ей подчинена. С самого начала Ян Гус выступил не как богослов-догматик, а как выдающийся политический деятель, идеолог бюргерской оппозиции, отразивший в своих взглядах чаяния широких масс, поднявшихся на освободительную борьбу, на борьбу против социального гнета.

Большое место в трудах Гуса, направленных против католической церкви и всей церковной иерархии в Чехии, занимают выступления против церковной собственности. Причину всех пороков католического духовенства Ян Гус видел в том, что церковь владела собственностью и сосредоточила в своих руках чрезмерные богатства. Он обвинял высшее духовенства в том, что оно живет в роскоши. Если стремление к наживе движет епископами и священниками при вступлении в         то они находятся в смертельном грехе, отмечал Ян Гус в («Изложении десяти заповедей божьих»). Стремление к наживе несовместимо со званием священника, а если он виновен в этом пороке, то он должен быть лишен своего сана, говорил Гус. Резко критиковал он практику продажи духовных должностей, полечившую широкое распространение в католической церкви. Борьбе с симонией (так называли торговлю церковными должностями) он посвятил одно из своих сочинений «О симонии». Выступление Гуса против «симонии» было тесно связано с его выступлениями против церковных богатств вообще. Ян Гус выступал против десятины, постоянные сборы которой не имели, по его мнению, законного основания в «Священном писании». Выступления Яна Гуса против церковной собственности встретили поддержку среди феодалов, стремившихся к секуляризации церковных земель, выступление же против десятины нашло широкий отклик во всем чешском народе и с особым сочувствием было встречена крестьянством.

В ряде своих книг, таких, как «Изложение десяти заповедей божьих», «Постилла», «О симонии» и других, Ян Гус настойчиво проводил мысль, что светская власть должна подчинить себе церковь,— эта мысль была тесна связана с борьбой Гуса против церковной собственности. По его мнению, король должен иметь власть над священниками, он должен карать священ-

[143]

ников, злоупотребляющих своим положением, светские власти должны наказывать духовенство за симонию. Гус указывал, что церкви уже принадлежит больше одной четверти всех доходов страны, и выражал опасение, что скоро вся Чехия попадет в руки духовенства. Он считал, что светские власти имеют, право лишать священника имущества и десятины, если он нарушает «закон божий». Требование секуляризации церковных имуществ обеспечило ему покровительство придворных кругов и короля Вацлава IV.

Гус не ограничивался обличением немецко-католического духовенства и всей церковной иерархии в Чехии. Он выступал и против немецкого патрициата. В «Изложении десяти заповедей божьих», в «Постилле», в книге «О симонии» и других Ян Гус выступал против купцов, наживающихся на разорении народа, и называл их подручными дьявола. Гус говорил, что из-за кучки богачей и ростовщиков гибнет Прага, так как они захватили в свои руки торговлю и разоряют горожан.

Ян Гус принимал господствовавшее тогда представление о разделении общества на три сословия, из которых «одно молится за всех, другое воюет за всех, а третье работает на всех», но особое внимание он уделял тому слою общества, который называл «добывающим народом», т. е. трудящимся массам. Духовенству он вменял в обязанность не только молиться, но и обучать остальные сословия.

Непосредственно связаны с борьбой против католического духовенства и немецкого патрициата выступления Гуса в защиту чешского языка. В «Изложении десяти заповедей божьих» Гус выступает против засорения чешского языка немецкими словам, неоднократно указывает на необходимость учить чешский язык и, в частности, обучать ему детей. Выражая интересы прежде всего широких слоев чешских ремесленников, Ян Гус объективно стал вождем общенародного движения.

Огромное значение для чешского национально-освободительного движения имела та борьба, которую Ян Гус и его соратники вели против немецкого засилья в Пражском университете. Создание университета имело целью подготовку образованных людей из среды чехов, поскольку потребность в таких людях сильно возросла в период укрепления государственной централизации. В учредительной грамоте Карла от 1348 года о создании Пражского университета указывалось: «И да не будут более наши обыватели королевства, неустанно стремящиеся к плодам познания, принуждены выпрашивать милостыни в иных странах, но пусть находят уже здесь в королевстве накрытый стол для питания своего».

С момента основания университета в нем насчитывалось четыре студенческих «землячества», различавшихся по территориальному признаку: чешское, польское, баварское и саксонское. В университете училось много польских, украинских и белорусских студентов, начиная с 60-х годов появилось много словацких студентов, входивших в чешское землячество.

К началу XV века число студентов из Польши сильно уменьшилось и в польском землячестве остались главным образом немцы из Силезии. Вследствие этого немцам удалось занять в университете господствующее положение: в их руках теперь оказалось три землячества, голосами которых решались в университете все дела. Засилье немцев в университете стало вызывать в Чехии все большее недовольство. Между чехами и немцами началась борьба за университет, принявшая весьма острый характер и нашедшая широкий отклик во всей стране. В 1409 году борьба, которую вели Ян Гус и его соратники, окончилась блестящей победой. Управление университетом перешло к чехам, что было оформлено в Кутногорском декрете 1409 года короля Вацлава IV.

С этих пор университет превратился в чешскую национальную высшую

[144]

школу. Ректором его был избран Ян Гус. В своем письме «В защиту Кутногорского декрета» он обосновал необходимость этого декрета и указал, что «чешские учителя размножились более иностранных учителей и возвысились над ними познаниями в науках». Здесь же Ян Гус утверждал, что чешский народ должен быть полным хозяином в своей земле. «Чешский народ, послушный своему королю, должен быть в чешской земле превознесенным над другими народностями и должен стоять во главе, а не в хвосте, всегда вверху и никогда внизу».

 

Сожжение Яна Гуса на костре.

 

В начале  второго десятилетия XV века борьба против католического и немецкого засилья еще более усилилась. Реформационные взгляды получили распространение по всей стране. Огромную роль играли проповеди Гуса в знаменитой Вифлеемской часовне. На родном чешском языке обращался он прямо к народу, стекавшемуся на его проповеди со всего города. Чешское бюргерство Праги в 1412 году выступи в под руководством Яна Гуса против немецкого патрициата, добилось участия в городском самоуправлении. Борьба против католического духовенства привела в 1412 году к открытому разрыву чешского населения Праги с католической церковью (поводом к разрыву послужила проводившаяся папскими легатами продажа в Праге индульгенций, т. е. отпущений грехов). По инициативе Гуса в университете был проведен диспут, на котором Гус выступил с пламенной речью, осуждая практику торговли индульгенциями. Диспут имел широкий отклик в народных массах. В Праге состоялась демонстрация, во время которой сподвижник и близкий друг Гуса Иероним Пражский организовал публичное сожжение листков, что символизировало сожжение папских булл. Широкий размах движения, направленного против католической церкви, испугал короля и крупных феодалов. По приказу Вацлава IV в Праге было казнено трое юношей-подмастерьев, выступивших против продажи индульгенций. Их казнь вызвала волнения в городе, а похороны вылились в грандиозную демонстрацию.

Не ограничившись выступлением на диспуте, Гус опубликовал трактат об индульгенциях. В нем он еще раз осудил торговлю отпущениями грехов г выдвинул ряд положений, направленных против папы. Учение католической церкви о непогрешимости папы он назвал богохульством, а Рим — царством антихриста.

[145]

Иероним Пражский. Гравюра по стали

После этого ненависть к Гусу со стороны немецко-католического духовенства и патрициата достигла крайней степени. Противники Гуса дважды предпринимали попытку разрушить Вифлеемскую часовню. Ян Гус и его ближайший сподвижник Иероним Пражский должны были в конце 1412 года покинуть Прагу.

Иероним отправился в далекое путешествие. Он посетил Польшу, Литву и Русь, всюду выступая глашатаем борьбы против католической церкви. Его деятельность вызвала народное волнение в Кракове. Краковский епископ писал, что Иероним вызвал столь большое волнение среди духовенства и в народе, какого не было в памяти народа, здесь жившего. Вовремя этого путешествия Иероним побывал в русских городах Витебске и Пскове.

Гус поселился в Козьем Городке на юге Чехии. Он поддерживал связь со своими сторонниками, ведя с ними оживленную переписку, много выступая перед крестьянами с обличением католического духовенства, грабящего народ и отнимающего у крестьян последние гроши. Ян Гус выступал

[146]

также против права «мертвой руки». Несмотря на все это, Яна Гуса отнюдь нельзя считать идеологом крестьянства. Признавая законность власти феодалов и считая крестьян обязанными работать на них, он выступал не против феодального гнета, как такового, а лишь против злоупотреблений феодалов и поборов со стороны католической церкви.

Одновременно Гус занимался литературной деятельностью. В Козьем Городке он написал большую часть своих лучших произведений на чешском языке, который он обогатил оборотами народной речи. Созданием чешской грамматики Ян Гус содействовал развитию чешского языка, который в результате этого достиг большого совершенства. Гус перевел на чешский язык библию. Это имело большое значение для дальнейшего развития реформационного движения, так как сделало библию доступной для народа, дало реформаторам могучее оружие для борьбы против католической церкви.    

Между тем католическая церковь готовила ответный удар. В 1414 году собрался церковный собой в Констанце, занявшийся вопросом о реформации в Чехии. Гус был вызван на собор, причем германский король Сигизмунд обещал ему охранную грамоту, гарантировав тем самым неприкосновенность Гуса. Это была ловушка: вскоре после прибытия в Констанц Гус был арестован и брошен в темницу. На соборе ему не дали говорить. Гусу было предложено отречься от своего учения, а когда он ответил отказом, собор приговорил его к сожжению на костре. Казнь была приведена в исполнение 6 июля 1415 года. Вскоре та же участь постигла Иеронима Пражского, явившегося в Констанц, чтобы спасти своего учителя и друга.

Расчеты церковников и немецких феодалов положить конец чешскому народному движению не оправдались. Казнь Гуса вызвала взрыв негодования по всей Чехии. В Праге собрался сейм, отправивший Констанцскому собору протест по поводу расправы с Гусом. Протест подписали 452 феодала, среди которых большую часть составляли мелкие рыцари. Пражский университет отказался подчиняться собору и папе и с этого времени стал одним из главных центров реформации. Во многих чешских церквах стали вводиться новые обряды, подчеркивающие отделение чешской церкви от католичества. С 1414 года гуситы ввели новый обряд причащения для всех верующих — причащение хлебом и вином из чаши. Такой обряд, согласно правилам католической церкви, был привилегией только духовных лиц. Распространение этого обряда на всех светских символизировало уравнение их прав с правами духовенства. На борьбу с католической церковью начинали подниматься народные массы. В городах народ разрушал церкви, уничтожал иконы и другие предметы религиозного культа. Начались отдельные выступления крестьян против церковных и светских феодалов.

[147]

Цитируется по изд.: История Чехословакии в трех томах. Том I. Под ред. Г.Э. Санчука и П.Н. Третьякова. М., 1956, с. 140-147.