Имамат

Имамат

Государственное образование, организованное по образцу раннемусульманского сообщества (VII—VIII века), с верховенством шариатского правопорядка. В узком смысле (имамат по преимуществу) — военно-политическое объединение Северо-Западного Дагестана и Южной Чечни, созданное Гази-Магомедом, Хамзат-беком и Шамилем, с опорой на движение мюридизма (по сути — воинствующая форма накшбандийи) и в условиях наступления России на Кавказ в конце 1820 — начале 1830-х годов. Законодательство Шамиля — 14 низамов, базирующихся на шафиитском мазхабе суннизма — позволяет говорить об управленческой структуре, которая консолидировала полиэтническое население восточно-кавказских высокогорий, с его социальной дробностью...

Имам в исламе

Руководитель религиозной общины, предстоящий мусульманам на коллективной молитве (салят). Обязанности имама может выполнять любой верующий, в зависимости от его благочестия и познаний в шариате. Произнесение проповедей (хутба) в соборной мечети после полуденного салята по пятницам (джума) поручается (через формальные выборы или неформальное согласие) самому авторитетному из улама, который в силу этого именуется имам-хатибом (в суннизме; в шиизме — имам-джума). В I веке хиджры функции имама выполняли пророк Мухаммад и халифы, что обусловило появление термина в значении «глава всей уммы». Спор о полномочиях имама вызвал в середине VII века 1-й раскол (фитна) среди мусульман, который из столкновения разных групп сподвижников Мухаммада на протяжении VIII—IX веков перерос в противостояние по вопросам теологического и юридического порядка...

Имамат (СИЭ, 1964)

ИМАМАТ 1) Догмат ислама о наследственном праве на верховную духовную и светскую власть над мусульманами. 2) Одна из форм мусульманской теократии. Догмат имамат широко использовали арабские халифы, позднее туруцкие султаны, а также руководители различных мусульманских сект (например, зейдитов). Как форма феодально-теократической власти имамат нашел яркое воплощение в государстве мюридистских имамов в Дагестане, возникшем в ходе борьбы горцев Северного Кавказа против царского колониализма в 20-х годах 19 века.

Имамат (Гогоберидзе, 2009)

ИМАМАТ — институт верховного руководства мусульманской общиной, объединяющий в себе духовную и светскую власть. Проблема власти была и остается центральной проблемой теории и практики ислама. Разные представления о природе власти и правах на нее привели мусульман к расколу на суннитов, шиитов и хариджитов, которые выработали различные доктрины верховной власти. Шиитская доктрина И., выросшая из представлений о непрекращающемся божественном руководстве общиной, стала одним из основополагающих догматов шиитского ислама. Согласно этой доктрине, И.

Имам

ИМАМ (от араб, «амма» — стоять впереди, предводительствовать). В исламской традиции сложилось два значения слова И.: 1) руководитель общественной молитвы. При этом следует отметить, что функции И. в этом смысле может исполнять любой благочестивый мусульманин, но, как правило, в отдельной мечети молитвой руководит один и тот же человек. И. — предстоятель на молитве — это не сан и не профессия, имамом признается лишь тот, кто фактически руководит молитвой. В городских, квартальных и сельских мечетях И. является лицо, имеющее элементарное духовное образование. И.

Имам

ИМАМ (от арабск. амма — стоять впереди, руководить) — человек, стоящий впереди молящихся и руководящий общей молитвой в мечети. Первым имамом был пророк Мухаммед, основатель ислама. Впоследствии имамом стали называть лидера различных групп (общин) мусульман, а также главу государства имамат.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 200.

Имамат (Орлов, 2012)

ИМАМАТ — военно-теократическое государство, сложившееся в конце 20-х годов XIX в. в районах Северного Кавказа (Чечня, Дагестан). Идейной основой стал мюридизм (религиозно-политическое течение ислама) и замена адатов (обычное право) шариатом. Столицы имамата — Ахульго, с 1840 г. — Дарго, с 1845 г. — Ведено (второе название — Дарго-Ведено). Образование имамата в большей степени было вызвано внутренним социально-политическим процессом в горских обществах, связанным с разложением родовых отношений и ростом частной собственности. В этих условиях происходила борьба между старой племенной верхушкой и средними слоями (узденями). Первый имам Гази-Магомед с 1828 г. развернул нападения горцев на русские посты и крепости Сунжинской укрепленной линии. В 1830 г. объявил России газават и в 1831 г. захватил Кизляр. В ответ русское правительство организовало карательную экспедицию. Гази-Магомед погиб в бою. Второй имам — Гамзат-Бек — продолжал ту же политику, но пал жертвой кровной мести...