Имамат (Гогоберидзе, 2009)

ИМАМАТ — институт верховного руководства мусульманской общиной, объединяющий в себе духовную и светскую власть. Проблема власти была и остается центральной проблемой теории и практики ислама. Разные представления о природе власти и правах на нее привели мусульман к расколу на суннитов, шиитов и хариджитов, которые выработали различные доктрины верховной власти. Шиитская доктрина И., выросшая из представлений о непрекращающемся божественном руководстве общиной, стала одним из основополагающих догматов шиитского ислама. Согласно этой доктрине, И. есть божественное установление, и в силу этого он не зависит от желания людей, т.е. не может быть выборным. Необходимость И. и принадлежность имамов исключительно роду Али и Фатимы, дочери пророка, шииты доказывали ссылками на Коран и предания, прибегая при этом к аллегорическому их толкованию. Идея божественной природы И., которую и поныне проповедуют шииты (кроме эейдитов), в разное время облекалась в различные формы религиозного сознания — от представления о вселении божественного света в род Али до прямого обожествления потомков Али. Последнее положение проповедовали многочисленные общины «крайних» шиитов. Сами имамы отвергали эти идеи, но отстаивали божественную сущность И. Среди шиитов разных школ и течений бытуют представления о существовании скрытого имама и о его возвращении в качестве махди (мессии). Все это привело к догматическим расхождениям среди шиитов. Начиная с XI в., шиитский ислам развивался под влиянием идей античной философии, и особенно неоплатонистов. Шиитские богословы перенесли космические принципы мироздания на земную жизнь, создав как бы символическую копию космоса. В этой системе имам как носитель И. наделяется статусом духовного вождя человечества. Дальнейшее развитие доктрина И. получила в Иране с победой шиитской династии Сефевидов в начале XVI в. И. признавался важнейшей космической силой, а имамы — ее носителями. Шиитская доктрина И. в течение столетий оставалась в их представлениях идеальной моделью мироустройства. На практике же шел процесс разделения верховной власти на светскую и духовную.

Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 80-81.

Понятие: