Вопрос

Вопрос

ВОПРОС — мысль, побуждающая к ответу, в которой выражается просьба дополнить имеющуюся информацию с целью устранения или уменьшения познавательной неопределенности. Имеющаяся информация, явно или неявно содержащаяся в вопросе и выраженная в виде суждения или системы суждений, называется предпосылкой вопроса. Благодаря предпосылкам вопросы могут использоваться для передачи информации.

Различают логически корректные и логически некорректные вопросы. Вопрос является логически корректным, если на него можно дать истинный ответ, снижающий познавательную неопределенность. На логически некорректные вопросы такого ответа дать нельзя...

Вопросительное предложение

ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - вид предложений по цели высказывания: предложение, целью которого является вопрос (см.), т.е. желание получить интересующую говорящего информацию. На письме обозначается конечным вопросительным знаком [?]. Содержательные разновидности вопросительных предложений: собственно вопросительное — с вопросом, на который ожидается реальный ответ (Вы откуда приехали?), вопросительно-утвердительное — предполагает подтверждение высказанной мысли (Разве это так трудно?), вопросительно-побудительное — с помощью вопроса выражает побуждение адресата к определённому действию (Что же ты молчишь?). Особая разновидность вопросительного предложения — это эмоциональное утверждение или отрицание в форме вопроса, или риторический вопросююю

Вопрос (Матвеева, 2010)

ВОПРОС — разновидность высказывания по цели речи: высказывание, с помощью которого говорящий выражает желание получить какую-либо информацию (преимущественно от речевого партнёра). Вопрос рассчитан на ответную реакцию речевого партнёра: ответ, разъяснение, возражение и др. Некоторые разновидности вопросов: прямой направляется адресату в расчёте на его ответ), альтернативный (адресату предлагается подтвердить одну из двух возможных ответов: Ты в это время дома будешь или в школе?), встречный (задаётся вместо ответа).

Вопросы детские

ВОПРОСЫ ДЕТСКИЕ - результат и показатель развития ребёнка. Первый вопрос детский: «Что это?» - возникает в период активного ознакомления с окружающими предметами и накоплениями словаря в раннем детстве или старшем дошкольном возрасте. Он задаётся в этот период чрезвычайно часто и относится к разным сферам деятельности - как близким, так и весьма далёким от опыта ребёнка. Обилие В. само по себе не является показателем возникновения у ребёнка подлинной любознательности, однако может при правильном педагогическом руководстве стать её основой.

Вопрос (Рапацевич)

ВОПРОС - обращение, требующее ответа (это обычное понимание В.). Естественным средством выражения и синтаксического оформления В. выступает вопросительное предложение, хотя между вопросом и вопросительным предложением не существует взаимнооднозначного соответствия. Например, так называемые риторические вопросительные предложения не содержат побуждения к ответу и выражают суждения. Например, в риторическом вопросительном предложении «Какой он педагог?» содержится утверждение, что он не педагог или плохой педагог, а вовсе не В.

Вопрос (Фролов)

ВОПРОС — высказывание, фиксирующее неизвестные и подлежащие выяснению элементы какой-либо ситуации, задачи. В естественном языке выражается вопросительным предложением или словосочетанием. Вопрос имеет сложную структуру, в нем налицо как проблематическая, так и ассерторическая сторона. Последняя характеризует предмет вопроса, выделяет нечто, существование чего подразумевается в нем и признаки чего пока неизвестны, а также очерчивает класс возможных значений неизвестного.

Вопрос (Конт-Спонвиль)

ВОПРОС (QUESTION). Реальность говорит только о себе. Но иногда, из простой вежливости, она отвечает на задаваемые человеком вопросы. Мы называем вопросом такой тип высказывания, который вызывает к жизни другое высказывание и ждет от него информации. Задавать вопросы значит говорить с целью, чтобы заставить говорить других: смысл как бы отзывается на брошенный призыв. Это чисто человеческое свойство, неведомое животным (среди них есть способные к речи, но нет способных к диалогу, к свободной игре в вопросы и ответы) и вызывающее зависть богов.

Основной вопрос философии

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ — вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному, решение которого предопределяет поляризацию философских учений, их принадлежность к одному из двух главных направлений в философии — материализму или идеализму. Формировался исторически, четко поставлен лишь в новое время. Гносеологическая необходимость его постановки заложена в реальном отношении человека к внешнему миру: любой элементарный акт человеческого познания и поведения предполагает разграничение субъективного и объективного, сознания и осознаваемых вещей. Таким образом, О. в. ф. вырастает из повседневной жизни людей, практики, познания. Вопрос о первичности материи (или духа, как полагают идеалисты) образует первую, онтологическую (Онтология) сторону О. в. ф. Второй, гносеологической его стороной является вопрос о познаваемости мира, о том, «можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности...» (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 21. С. 283). Большинство философов (в т. ч. современных) считают мир познаваемым. Это значит, что противоположность между материализмом и идеализмом в рамках второй стороны О. в. ф. выявляется лишь путем анализа материалистического и идеалистического истолкования принципа познаваемости мира. Материалисты характеризуют познание как адекватное отражение предметов в сознании познающего субъекта...