Вопрос (Рапацевич)

ВОПРОС - обращение, требующее ответа (это обычное понимание В.). Естественным средством выражения и синтаксического оформления В. выступает вопросительное предложение, хотя между вопросом и вопросительным предложением не существует взаимнооднозначного соответствия. Например, так называемые риторические вопросительные предложения не содержат побуждения к ответу и выражают суждения. Например, в риторическом вопросительном предложении «Какой он педагог?» содержится утверждение, что он не педагог или плохой педагог, а вовсе не В. Кроме риторических, есть и другие вопросительные предложения, которые также не требуют ответа, вместе с тем не содержат и открытого сообщения. Они могут выражать просьбу или предложение («Не хотите ли чаю?»), резкое побуждение («Может быть, подвинетесь немного?»), угрожающее («Что за шум?») и др. С помощью В. выражается стремление к устранению сомнения, колебания, неопределённости в знании, а также стремление к получению нового, более полного и точного знания (В.Ф. Берков). По мнению A.M. Матюшкина, В. - необходимый структурный элемент задачи, с помощью которого фиксируется требуемое искомое. Сознательный анализ условий проблемного задания осуществляется путём постановки общих и специальных В., позволяющих выяснить, что дано в задании и что требуется найти. С помощью В. намечаются предварительные преобразования условий задания для достижения искомого Формулирование В. при поиске неизвестного в проблемной ситуации свидетельствует о таком этапе поиска неизвестного в проблемной ситуации, когда она преобразуется в теоретическую проблему, в которой неизвестное выступает как искомое, требуемое знание. В. играет огромную роль в учебной деятельности. Умение своевременно задавать корректные вопросы педагогу - одно из творческих умений учащихся. Вот почему, напр., у C.Л. Библера методика постановки («задавания») вопросов в процессе обучения составляет ядро его концепции обучения.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 83-84.

Понятие: