Благодать (Митрохин, 1990)

БЛАГОДАТЬ — свойственное многим религиозных учениям понятие, выражающее признание зависимости человека от доброй воли бога; в широком смысле слова — нисходящее к людям благо в виде ничем не заслуженного божьего дара — особых способностей, таланта, благоприятного стечения обстоятельств, жизненной удачи и т. п. Благодать соотносительна и во многом противоположна свободе воли, которая ставит судьбу человека в зависимость от его собственной активности. В христианстве более строгий богословский смысл благодати связан с трактовкой индивидуального спасения (т. е. избавления от адовых мук и гарантии посмертного блаженства) как следствия немотивированного божественного решения. Такое понимание сложилось в период формирования христианской теологии и в наиболее зрелой форме обосновано представителем западной патристики Августином в острой борьбе с пелагианством, которое придавало большое значение свободе воли человека. Впоследствии католицизм и православие неизменно пытались сочетать благодать как выражение всемогущества и бескорыстной любви бога к твари, которую он наделяет частичкой своей природы и способностью к добродетели и сопротивлению злу, с ограниченной свободой воли как основанием ответственности человека за свои поступки и выражением его склонности к греху. Концепция благодати в протестантизме исходит из основной идеи Августина о коренной порочности человека, который вследствие грехопадения утратил право на спасение и бессилен вернуть его своими силами. Поэтому спасение может быть исключительно милостью бога, распространяемой лишь на некоторых людей, которые фактически являются предызбранными. В период борьбы за официальное признание лютеранства (см. Аугсбургское исповедание и Аугсбургский мир) Лютер и Меланхтон смягчили принцип благодати, признав, что право на спасение может быть утеряно и обретено вновь смирением, покаянием и посредством таинств. Кальвинистско-пуританское понимание благодати исходит из абсолютного предопределения к спасению избранных — решение бога окончательно и оно принято еще до грехопадения и даже до сотворения мира. Все протестантские версии благодати делают упор на неискоренимую греховность человека, его неспособность самостоятельно определить свою судьбу и подчеркивают абсолютную власть над ним бога. Непостижимость причин божественного решения объективно выступает формой оправдания господства случайности в обществе, вследствие чего добродетельное поведение не может быть основанием воздаяния по заслугам. Поэтому протестантизм придает исключительно важное значение симптомам богоизбранности. С одной стороны, это искренность религиозных чувства, поскольку благодаря благодати человек спасается верой (см. Еф. 2:8), наличие веры служило свидетельством возможной благосклонности бога. С другой стороны, это профессиональное мастерство, трудолюбие, бережливость, деловой успех и т. п. Концепция благодати, представляя богоугодными труд, предпринимательство и обогащение, была действенным стимулом экономим, развития и привития буржуазных ценностей. В последующем под влиянием арминианства, либеральной теологии, а также гуманистических идей происходит ослабление принципа жесткого предопределения судьбы человека, реабилитируется значение индивидуальной свободы и ответственности. Однако глубокие социальные кризисы 20 века и две мировые войны заметно ослабили на Западе надежды на способность человека успешно разрешить острые социальные проблемы. Неоортодоксия во многом оживила традиционное протестантское понимание благодати. Фундаменталисты 70—80-х годов вновь связывают безработицу и бедность с неодобрительным отношением бога к «праздности». Одновременно они расширительно трактуют богоизбранность, отождествляя ее с мессианической ролью отдельных социальных групп и наций и политизируя, таким образом, идею благодати.

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 54-56.

Понятие: