Кризис возрастной

КРИЗИС ВОЗРАСТНОЙ (греч. krisis — решение, перелом, тяжелое переходное состояние) — особые, относительно непродолжительные — до года — периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. В отличие от кризисов невротического или травматического характера, относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального, поступательного хода личностного развития. Могут возникать при переходе человека от одной возрастной ступени к другой, связаны с системными качественными преобразованиями в сфере его социальных отношений, деятельности и сознания.

В детском возрасте обычно выделяются: 1) «кризис первого года жизни»; 2) «кризис трех лет»; 3) «кризис шести—семи лет»; 4) «подростковый кризис» (10—11 лет). Указанные хронологические границы возрастных кризисов достаточно условны. Форма, длительность и острота протекания кризисов могут заметно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных и микросоциальных условий, особенностей воспитания в семье, от педагогической системы в целом.

Для периодов К. В. в детстве характерны процессы перехода к новому типу взаимоотношений детей со взрослыми, при котором учитываются новые, возросшие возможности ребенка, изменение «социальной ситуации развития», смена деятельности, перестройка всей структуры сознания ребенка. Процессы перехода детей на новую возрастную ступень нередко связаны с разрешением весьма острых противоречий между ранее сложившимися у них формами взаимоотношений с окружающими их возросшими физическими и психологическими возможностями и притязаниями. Негативизм, упрямство, капризность, повышенная конфликтность и другие свойственные К. В. негативные поведенческие проявления обостряются при игнорировании взрослыми новых потребностей ребенка в сфере общения и деятельности и смягчаются при правильном воспитании.

Непреходящее положительное значение К. В. для формирования личности не могут умалить конфликтность и трудновоспитуемость ребенка в эти периоды.

Значительно менее изучены К. В. зрелых периодов жизни и старости. Известно, что такие поворотные моменты в жизни людей протекают более скрыто, без выраженных изменений в поведении. Происходящие в это время процессы перестройки смысловых структур сознания и переориентации на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности и взаимоотношений, оказывают глубокое влияние на дальнейший ход развития личности.

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред.  В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 229-230.