Синтоизм (Кузнецов, 2007)

СИНТОИЗМ (китаиз. синто — путь богов; яп. каминомито — путь ками, т.е. богов) — национальная религия японцев. Истоки С. включают родоплеменные культы, магию, шаманство, культ мертвых и др. Объектом поклонения являются ками — священные духи. Существует градация ками: духи природных стихий, духи предков, духи животных, духи предков императоров и т.д. В современном понимании ками включают идею справедливости, порядка и божественного расположения. В С. нет основателей этой религии, как в христианстве, буддизме. Нет в С. абсолютного божества, создателя и повелителя всего сущего. Функция создания мира реализуется через гармоническое взаимодействие ками, исполняющих возложенные на каждого из них миссии. Существует пантеон богов. Особенно поклонялись Идзанаки (мужское начало) и Идзанами (женское начало). Во главе пантеона стоит солнечная богиня Аматэрасу, появившаяся из левого глаза Идзанаки, смытого каплей воды. Святилищем Аматэрасу стал храм Исэ дзингу, основанный в конце VII в. Здесь отправляли культ императора. В С. наличествует множество ритуалов, сохранившихся практически без изменений на протяжении веков. Для него характерен тенноизм — обожествление императора. Термин «тенно» (яп. «сумэра микото») означает «верховный правитель, передающий слова небесного божества». Термин заимствован из древнекитайской мифологии. Император обладал тремя «божественными регалиями», входившими в культ богини Аматэрасу: зеркало, меч и яшмовые подвески. Они же являются символами важнейших добродетелей: зеркало — символ честности, яшмовые подвески — сострадания, меч — мудрости. Наивысшее воплощение этих качеств приписывалось императору. Священных книг в каноническом понимании в С. нет. Однако существуют древние записи, считающиеся авторитетными для синтоистов и представляющие главную историческую и духовную основу. Это — летописно-мифологические своды «Кодзики» и «Нихон секи», датируемые 712 и 720 гг. «Кодзики» («Записи о делах древности») — святая древняя дошедшая до нас японская историческая книга, написанная древнекитайскими иероглифами. Она содержит ранние японские сказания, мифы и легенды. «Нихон секи» (или «Нихонги») — « Анналы Японии» или « Японские древности» — написаны на китайском языке, содержат более обширный мифологический материал, записи о родословной императорской фамилии и некоторых кланов, о ритуалах древних японцев, а также отражают борьбу между кланами и племенами. Здесь много рассказов о создании мира, человека, поиске смысла жизни и спасения. Особенность древней мифологии С. — человек должен искать спасение именно в этой земной жизни. В VIII в. закрепляется централизованное государство в Японии, появляется свод законов «Тайхорё» (702), одним из которых учреждается управление по делам земных и небесных божеств под названием «дзингикан». Ритуальная часть С. вводится «Энгисикой» («Свод обрядов периода Энги») — описание ритуалов, текстов, молитв, жертвоприношений. В1081 г. был учрежден список главных синтоистских святилищ, получивших поддержку императорского дома. На процесс становления С. заметное влияние оказал буддизм, пришедший в Японию во второй половине VI в. Сближение этих двух религий шло путем взаимного дополнения, в результате чего возник рёбу-синто (двуединый С.), по которому боги С. признаются аватарами различных персонажей буддизма. Утвердилось представление, что ками, как и другие существа, нуждаются в спасении с помощью буддийского учения. На территории синтоистских храмов сооружались буддийские часовни, практиковалось чтение буддийских сутр. Господство буддизма как государственной религии Японии продолжалось вплоть до 1868 г., т.е. до революции Мэйдзи. До 1945 г. С. был государственной религией Японии. Для С. характерен династийный культ в рамках императорской династии, которая якобы происходит от богини Аматэрасу. Имеется комплекс идей под названием кокутай (букв.: тело государства). Основные положения: небесные боги продолжают жить во всех японцах и действовать через них. Император — живой бог. Имеется в С. ряд праздников: день рождения правящего императора, день вступления императора Дзимму на престол и т.д. После поражения Японии во второй мировой войне С. стал одной из религий Японии наряду с христианством и буддизмом.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 507-508.

Понятие: