Намдхари (куки)

Еще одной многочисленной сектой в сикхизме являются намдхари, или куки. Эта секта возникла в первой половине XIX века из касты рамгархиа, видимо, прямо связанной с мисалем Рамгархиа.

Можно полагать, что эта каста сформировалась на основе одной из неджатских родоплеменных групп, приобретшей определенную профессиональную специализацию — члены касты являлись (и в основном являются и сейчас) плотниками и деревообделочниками, а также торговцами деревянными изделиями. В современном Панджабе многие рамгархиа стали каменщиками и строительными рабочими. Основную

[62]

массу мисаля Рамгархиа составляли ремесленники — члены этой касты, а сардарами (руководителями) мисаля стали (судя по данным, полученным автором от членов секты) члены панчаята касты. Каста рамгархиа и сейчас является главным источником, пополняющим ряды секты намдхари. Многие намдхари стали также заниматься разведением и продажей породистого скота, считая, что это занятие предписано Ведами.

В феодальном государстве Ранджит Сингха сикхский демократизм претерпел серьезные изменения: в процессе упрочения позиций сикхской знати стал распространяться кастовый изоляционизм, руководителями общины практически сделались крупные землевладельцы и маханты — главы гурдвар, являющиеся фактическими владельцами земель гурдвар (в отличие от грантхи — духовных руководителей гурдвары, которые земельной собственностью не распоряжаются).

Основателями секты и первыми ее адептами были представители торгово-ремесленных кругов панджабских городов. Целью этого движения была борьба за возрождение сикхизма в его исходных формах, что неизбежно означало сопротивление усиливающейся власти феодальной знати, отрицание распространявшихся кастовых институтов.

[63]

С середины 40-х годов XIX века главой намдхари стал Рам Сингх (1815—1885) из касты рамгархиа. Он был одним из воинов армии Ранджит Сингха и участвовал в боях с английскими полками в Мудки и под Ферозпуром, где сикхи потерпели поражение. Рам Сингх усмотрел причину поражения во внутренних раздорах, подрывавших единство сикхской общины, и в утрате традиционного сикхского демократизма. Он оставил военную службу и поселился в деревне Бхайни, вблизи города Лудхианы. Открыв здесь сначала лавку-мастерскую, а затем кухню (лангар), он стал проповедовать свое учение, призывая всех сикхов бороться за прежнее равенство.

Работа лангара очень помогала ему в распространении его учения, так как сюда приходили бедняки и выходцы из низших каст наравне с богачами и членами высоких каст.

Рам Сингх пытался реформировать сикхизм в период его кризиса. Идеи реформации были направлены в общине против социальной верхушки государства Ранджит Сингха, так как верховные посты этого государства занимали главным образом представители двух групп, а вернее, двух высоких каст — беди (потомков гуру Нанака) и содхи (потомков тех гуру, которые возглавляли общину после гуру Рам Даса). Опять бедняков подавляли, как и до зарождения сикхизма.

Рам Сингх попытался возродить воинско-демократическую организацию общины, разделив своих последователей на территориальные группы — субы и тахсилы, возглавляемые лицами, отвечающими за порядок и благополучие в своих группах. (До сих пор такие лица, называемые «суба» и «джатхедары», функционируют как главы локальных групп намдхари).

Рам Синг уделял большое внимание борьбе за рост панджабского национального самосознания, основав школы, где детей обучали только на языке панджаби 23. Был выработан новый кодекс поведения «рахатнама», который заметно отличался от рахатнама всех других сикхов. Последователи Рам Сингха по всему Панджабу распространяли его учение.

Намдхари считают себя инициаторами антианглийских выступлений в Индии. Действительно, еще до национального восстания 1857 г. они проводили последовательную антианглийскую политику.

В своей антианглийской политике Рам Сингх стремился опереться на помощь других княжеств и стран, прежде всего на Кашмир, Непал и Россию. Так, он даже попытался создать в Кашмире освободительную армию, которая известна под названием «армии куков». История этой армии мало изучена, и материалов по этому вопросу нам найти не удалось.

Рам Сингх запрещал обращаться в английские суды, требуя, чтобы все конфликты решались внутри общины. Он призывал протестовать против забоя коров, который англичане начали в то время поощрять. К 70-м годам XIX в. на этой почве очень обострились отношения между намдхари и мусульманами. Особенно тяжелое столкновение произошло в княжестве Малеркотла, мусульманским правителям которого покровительствовали англичане.

Таким образом, и он и его последователи призывали к бойкоту и борьбе с англичанами, и их агитация нашла широкий отклик в среде городского населения и в армии.

В 1872 г. английские колонизаторы, крайне раздраженные деятельностью намдхари, расстреляли группу намдхари из пушек, повесили

______

23. Н. М. Гольдберг, Очерки по истории Индии, М., 1965, стр. 16.

[64]

16 человек и многих арестовали, объявив, что это необходимо для подавления индо-мусульманской вражды. Рам Сингху было предложено не покидать центр намдхаризма, деревню Бхайни. В 1872 г. он был арестован и выслан. В 1885 г. он умер в тюрьме в Рангуне, но многие члены секты убеждены, что он не умер, а бежал в Россию, где живет и сейчас. Поэтому для намдхари в целом характерно очень дружественное отношение к нашей стране.

Создатели секты основали новую династию живых гуру (тогда как после смерти Гобинд Сингха институт гуру в сикхизме перестал существовать и роль гуру играет «Грантх-сахаб»). После Рам Сингха общину возглавил его брат Хари Сингх, а затем—сын Хари Сингха.Пратап Сингх.

Современным гуру является его сын Джагджит Сингх. Его почитают «живым богом» на земле и безоговорочно подчиняются каждому его слову.

Намдхари по своему образу жизни во многом не похожи на других сикхов, в особенности джатов. Подавляющее большинство сикхов ест мясо (кроме говядины), но намдхари являются строжайшими вегетарианцами. Сикхи, как правило, склонны к бурному и живому выражению чувств, но намдхари никогда не повышают голоса и их идеалом является полное обуздание чувств и смирение. Сикхи любят праздники, песни, пляски, яркие одежды и украшения — намдхари должны петь только религиозные гимны и одеваться только в белое безо всяких украшений, не должны танцевать и ходить в кино. У сикхов бывают случаи похищения девушек, они не останавливаются перед многоженством. У них до сих пор в некоторых случаях сохраняется кровная месть. Намдхари же придерживаются моногамии, женятся только на девушках, выбранных родителями, а все споры решаются у них главой области — субы или гуру всей секты.

Основная масса намдхари живет в северных районах Панджаба (в области зарождения и действий мисаля Рамгархиа), но они целыми колониями живут и в других панджабских городах и в Дели. Как и у других общин, у них есть свои «дхарм-шала» — род гостиниц, где останавливаются приезжающие из других мест члены их секты. Поскольку у намдхари строго запрещено употребление каких бы то ни было напитков, кроме воды из определенных колодцев, они обычно отказываются даже от чая и носят с собой чистую воду из своего домашнего колодца или из колодца дхарм-шалы.

Костюм намдхари-мужчин состоит из белой прилегающей в талии длинной рубахи без ворота с прямыми рукавами и из белых, очень длинных и узких штанов на вздержке — пайджама, которые собираются в сборки на голени. Их белые тюрбаны обычно повязываются таким образом, что налобная линия параллельна линии бровей, а не перекрещивается надо лбом, как у других сикхов.

Волос они не стригут, а собирают в пучок на макушке и закрепляют деревянными гребешками, как и все сикхи. Усов и бород не бреют, но в отличие от городских сикхов не подтягивают их шнуром к подбородку, а носят в роспуск.

Женщины-намдхари носят обычный женский панджабский костюм, называемый «сальвар-камиз», т. е. платье до колен, слегка прилегающее по талии, и шаровары, схваченные у щиколоток. На голову набрасывают прямой шарф, называемый «чуни».

Ни женщины, ни мужчины не носят никаких украшений, кроме белой гирлянды четок из завязанной узелками шерстяной пряжи.

Характерен свадебный обряд намдхари, называемый «ананд», который отличается от обрядов всех других сикхов. Члены этой секты

[65]

заключают браки два раза в году — обычно в мае и в сентябре, и для этого съезжаются отовсюду (из любой страны) в Панджаб.

Одновременно вступают в брак 50—100 пар. Свадебный обряд был создан Рам Сингхом в июне 1863 г., когда он впервые таким образом сочетал браком 6 пар 24.

У намдхари нет обычая давать приданое, чем они резко отличаются от всех индусов (кроме членов некоторых «низких» каст, которые дают выкуп за невесту).

За проведение свадебного обряда они платят только одну рупию с четвертью (иногда эта цена поднимается до 13 рупий).

Все присутствующие на свадьбе садятся вокруг центральной площадки, на которой устраивается невысокий круглый алтарь, где горит священный огонь. Среди членов общины на ковре сидят музыканты и в их числе гуру Джагджит Сингх, который возглавляет оркестр, так как священной мелодии, как уже говорилось выше, придается особое значение. Пары, выступающие в брак, сидят вокруг алтаря и слушают гимны.

Здесь же, в присутствии новобрачных, гуру проводит суд, разбирая тяжбу членов секты, и произносит приговоры. Намдхари считают, что молодым дается таким образом урок доброго поведения.

Несколько членов секты в состоянии экстаза (несколько дней и ночей они пели гимны и повторяли лозунг сикхов «вах гуру») выходят с распущенными волосами в центр круга и исполняют перед гуру род своеобразной пляски, кружась на месте, раскачиваясь и кланяясь до земли. Обычно через 20—30 минут такой пляски они теряют сознание, а им на смену выходят новые.

Когда пляски, пение, музыка и суд оканчиваются, молодым дают «прашад»— сладкое причастие из пшеничной муки, сахара и топленого масла, обрызгивают их водой и они четыре раза обходят священный огонь (тогда как все другие сикхи во время свадебного обряда четыре раза обходят «Грантх-сахаб»), чем завершается свадебная церемония.

В общественной жизни намдхари малоактивны, они не вступают как правило, в политические партии и обычно не участвуют в митингах или демонстрациях. Но в движении сторонников мира секта участвует и представитель семьи гуру Джагджит Сингха (его брат) был делегатом Международного конгресса борцов за мир в Хельсинки в 1965 г.

Гуру намдхари издает в Дели газету «Нава Хиндустан», в которой освещаются и вопросы жизни секты и общеполитические вопросы.

В своем другом центре — Дживан Нагар (в дистрикте Хиссар) — они издают свой еженедельник «Сат Юг».

Международные связи намдхари довольно широки, так как члены секты живут во многих странах, являясь обычно торговцами или скотопромышленниками. За разведение высокопородного скота и за охрану «прав коров» гуру Джагджит Сингху правительство Индии присвоило в 1965 г. почетный титул «Гопал Раттан» (это одно из имен бога Кришны).

Численность намдхари, по некоторым источникам, достигает 100 тысяч 25, но по свидетельству самих намдхари она составляет 1 миллион 26.

________

24. В 1963 г. все намдхари съехались в местечко Кхоте, где также шесть пар вступили в брак, чтобы торжественно отпраздновать столетие возникновения своего свадебного обряда. Намдхари считают, что этот обряд воспроизводит ведическую форму бракосочетания.

25. Khushwant Singh, The Sikhs today, Calcutta, 1959.

26. Письмо от 24 мая 1963 г., Информационного комитета намдхари по празднованию столетия брачной церемонии «ананд» (Ротапринт, г. Лудхиана, 1963, англ. и пандж. яз.).

[66]

Н.Р. Гусева. О сектах в сикхизме. О специфике национального состава населения Западной Бенгалии. // Цитируется по изд.: Страны и народы Востока. Выпуск V. Под общ. ред. В.В, Струве и Д.А. Олдерогге. Индия -  страна и народ. М., 1967, с. 62-66.