Каста (РИЭ, 2020)

КАСТА — принятое наименование разнообразных замкнутых групп, обычно составляющих иерархическую систему. Наличие таких групп отмечается во многих странах в разные периоды, но только в Индии процесс разделения труда оформился в систему каст, которая получила религиозное обоснование. Она оформляет не только экономические отношения разделения труда, но и ритуальные различия этих групп, их сегрегацию по шкале степени ритуальной чистоты / нечистоты. Касты в Индии — вторичные социальные группы, характеризующиеся эндогамией; экстерриториальностью; самосознанием; особой культурой,  выражающейся в специфических обычаях, обрядах, мифологии; признанным кругом традиционных занятий; К. образует иерархическую систему с другими подобными группами, общение с которыми она ограничивает.

Традиционная легендарная концепция каст объясняет их возникновение смешанными браками между членами первоначальных четырех варн. Однако такой путь образования множества каст практически невозможен. Система каст могла возникнуть в обществе, переживавшем процесс социальной стратификации в условиях сохранения племенного сознания. В касты превращались любые социальные группы — профессиональные, конфессиональные, локальные. Этот процесс трудно проследить, потому что каста практически не отражается в источниках. Каста считается неизменной, но на практике происходят разделения каст, их слияния, санскритизация (попытки подъема социального статуса путем имитации образа жизни высоких каст), вестернизация (в специальном значении имитации европейского образа жизни тоже с целью поднятия статуса своей касты). Система каст весьма гибка. Существуют правила общения / разобщения разных каст в отношениях с другими. Кастовые советы (панчаяты) следят за исполнением кастовых правил, но этих правил много, они противоречивы; принципы признаются, но не соблюдаются; каждое правило обставлено массой исключений и т. п. Было много попыток выстроить логически обоснованную систему каст, но это никому не удавалось. Кастовые запреты систему не составляют. Местная традиция соотносит К. с той или иной Варной: есть касты брахманские, кшатрийские, вайшистские, шудрянские. Однако эта классификация не абсолютна: возможны разные ее понимания. Социо-антропологи пользуются другой классификацией: касты жреческие, воинские, торгово-ростовщические, землевладельческие, земледельческие, ремесленные, низшие, «неприкасаемые». После 1931 года кастовая принадлежность граждан не фиксируется в переписях, поэтому реальный кастовый состав населения узнать нельзя. По конституции 1950 года дискриминация по признаку касты (так же, как и по признакам религии, расы, пола, места рождения) запрещена. Дискриминация бывших «неприкасаемых» объявлена уголовным преступлением. Были случаи вынесения обвинительных приговоров по данной статье. Составляются списки (по штатам) общин, нуждающихся в государственной защите. Они имеют преимущества при поступлении на учебу, работу и при выборах представительных органов на разных уровнях. Бывшие «неприкасаемые» официально называются «Списочными кастами» или «Зарегистрированными кастами» (Scheduled Castes). Их численность фиксируется. Некоторые средние по статусу К. тоже заносятся в списки и получают привилегии под названием «Другие отсталые классы» (Other Backward Classes). Между кастами существует соперничество либо за более высокий социальный статус, либо за попадание в списки «отсталых классов». Каста играет большую роль в политической жизни как структурный элемент политических партий и «банк голосов» избирателей.

Л. Б. Алаев.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 8. М., 2020, с. 248-249.

Литература:

Srinivas М. N. Caste in Modern India and Other Essays. Bombay, 1962; Котовский Г. Г. Введение: Некоторые аспекты проблемы каст // Касты в Индии. М„ 1965. С. 3-40; Куценков А. А. Эволюция индийской касты. М., 1983; Кудрявцев М. К. Кастовая система в Индии. М, 1992; Дюмон Л. Homo Hierarchicus: опыт описания системы каст. СПб., 2001; Алаев Л. Б. Средневековая Индия. СПб., 2003.

Понятие: