Происхождение варн

Сословно-кастовый строй

Существование каст и кастовой организации обычно связывают только с Индией, но это представление не соответствует данным истории и этнографии. Отдельные признаки каст и некоторые элементы кастовой организации засвидетельствованы у многих народов. Индия же дает наиболее яркий пример развития кастовой организации, приобретшей в специфических условиях индийского общества крайнюю форму замкнутости.

Само слово «каста» в португальском языке означает «род», «качество»; оно вошло в европейские языки после того, как португальцы в XVI веке проникли в Индию, познакомились с индийской социальной организацией и стали так именовать замкнутые группы индийского общества. В Индии эти группы обозначались санскритским термином «джати».

Вопрос о возникновении индийских каст, т. е. своеобразного социального института, отличающегося строгой эндогамностью, связью с определенной, наследственно закрепленной профессией и т. д., остро дискутируется в научной литературе. При его решении необходим учет различных факторов социального, экономического и идеологического характера, специфики исторического развития древней Индии.

К. Маркс не раз подчеркивал, что каста является одной из пережиточных форм родоплеменной организации. Родоплеменная связь именно в форме касты принимает «самую крайнюю, самую строгую форму» *.

Наряду с джати в древнеиндийском обществе существовали варны — сословия, очень древний институт, возникший еще в доклассовом обществе, а затем получивший закрепление и освящение в классовом обществе. Постепенно сословия — варны (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры) все больше становились замкнутыми и как бы напоминали по своей форме касты, что и привело к частому обозначению варн поздним термином «каста».

Проблема происхождения варн весьма сложна, но появление сословий-варн закономерно связывать с разложением первобытнообщинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства.

Определенную роль в процессе возникновения специфической формы варновой организации в древней Индии могли сыграть и особые условия социальной организации местных племен, с которыми вступали в контакт индоарии по мере их расселения по Северной Индии.

Военная знать составила варну кшатриев, жрецы — брахманов, свободные общинники образовывали варну вайшьев, затем оформилась варна шудр, занимавших самое низкое положение в социальной иерархии. Варны возникали еще в доведийскую эпоху. Известно, что в древнем Иране существовали социальные группы — пиштры (как и варна, термин означает цвет), которые можно сопоставить с индийскими варпами брахманов, кшатриев, вайшьев. Это говорит, очевидно, о появлении тройственного сословного деления общества в индоиранский период, а некоторые данные позволяют предполагать возможное его существование еще раньше.

В «Ригведе» не раз упоминаются три высшие варны, и только в поздней, X части (мандале) содержится легенда о происхождении всех четырех варн от первочеловека Пуруши. В гимне «Пурушасукта» рассказывается, что брахманы появились из уст Пуруши, кшатрии — из рук, вайшьи — из бедер и шудры — из ступней.

В поздневедийской литературе этот сюжет часто повторяется, но рождение варн связывается уже с главным богом Брахмой. Появление варн и их положение освящались жрецами-брахманами, которые старались обосновать превосходство брахманского сословия и придать божественный характер своему положению. Не удивительно, что почти во всех ведийских текстах брахманы стоят первыми в списке варн. Брахманы рьяно защищали свои привилегии в культе, свои права на совершение священных церемоний и знание текстов. В действительности же реальная власть находилась в руках военного сословия — кшатриев.

Как правило, царями становились представители кшатрийской варны, кшатрии стояли во главе государственного управления, они же контролировали такой важный инструмент власти, как армия, и занимали важнейшие военные посты. Уже в поздневедийских сочинениях имеются некоторые данные о соперничестве кшатриев и брахманов, а в эпосе эта борьба описывается довольно подробно.

Несмотря на различия в положении, брахманы и кшатрии составляли привилегированную и богатую группу, жившую за счет трудящегося и зависимого населения.

Самой многочисленной была варна вайшьев, куда входили свободные общинники, земледельцы, торговцы. Вайшьи являлись основным податным сословием. В ведийскую эпоху вайшьи еще сохраняли некоторые политические права и даже участвовали в решении ряда государственных дел.

Три высшие варны считались «дваждырожденными», их представители имели право на посвящение (упанаяна); шудры же рассматривались как «единождырожденные» и были лишены этого права. Поэтому шудрам запрещалось участвовать в культе, изучать священные тексты. Шудрами, как правило, были бедные, экономически зависимые люди, низшие разряды ремесленников, обслуживающий персонал. Хотя шудры не являлись рабами, естественно, что именно они в любой момент могли попасть в рабскую зависимость. Представители высших сословий стремились превратить варны в замкнутый наследственный институт, препятствовали смешению с представителями шудр и переходу последних в разряд «дваждырожденных».

Поскольку в ранних частях «Ригведы» нет упоминаний о шудрах, это дало некоторым ученым основание рассматривать их как аборигенов, покоренных ариями. Так появилась точка зрения о превосходстве арийцев, чистоте их расы, о подавлении арийцами цветных аборигенов, которых превратили в шудр. Защитники этой теории исходили из того, что одно из значений слова «Варна» — цвет. Однако следует иметь в виду, что это значение никак не связано с цветом кожи. В древней Индии, как и в древнем Иране, существовала цветовая символика: с каждой варной ассоциировался определенный цвет.

Примечания

* См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 46, ч. 1, с. 469.

Цитируется по изд.: К.А. Антонова, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский. История Индии. Издание второе исправленное и дополненное. М., 1979, с. 38-40.

Понятие: