Реформизм (Ильичёв, 1983)

РЕФОРМИЗМ в рабочем движении, политическое течение, которое отрицает необходимость классовой борьбы, социалистической революции, выступает за сотрудничество классов и надеется с помощью серии реформ, проводимых в рамках буржуазной законности, превратить капитализм в общество «всеобщего благоденствия» и социальной справедливости.

Реформизм возник в последней четверти 19 века, когда под влиянием успехов рабочего движения и развития буржуазной демократии ряд социал-демократической деятелей выступил с требованием ревизовать марксизм и взять курс на реформирование, улучшение буржуазного общества, на постепенное «врастание» в социализм (Э. Бернштейн, Г. Фольмар, А. Мильеран и др.) Несмотря на борьбу против бернштейнианства, которую вели в европейских социал-демократических партиях марксисты, сдача позиций реформизму приобретала всё более широкий, хотя зачастую и не явно выраженный, характер. Из крупных политических организаций, входивших во 2-й Интернационал, только руководимая В. И. Лениным большевистская партия последовательно отстаивала революционную линию в рабочем движении.

После Октябрьской революции 1917 года и окончания Первой мировой войны противоборство марксизма и реформизма стало борьбой между двумя организационно оформленными политическими течениями рабочего движения. Революционное крыло было представлено Коминтерном, реформистское — Бернским и 2 ½-м Интернационалами, а затем, после их слияния в 1923 году,— Социалистическим рабочим интернационалом. Эволюция социал-демократической партий в период между мировыми войнами — это движение от словесного признания марксизма к антимарксизму. После 2-й мировой войны реформизм переходит на путь окончательного и полного разрыва с марксизмом, зафиксированный в новых программах основных европейских социал-демократических партий (1958—1961). Официальная доктрина современного реформизма, провозглашённая в декларации Франкфуртского (1951) конгресса Социалистического интернационала и противопоставляемая научному коммунизму, марксизму-ленинизму,— «демократический социализм». Теоретические корни «демократического социализма» восходят к неокантианству с его проповедью «этического социализма».

С точки зрения теоретиков современного [1983 год] реформизма социализм — не закономерный продукт естественно-исторического развития, а нравственный идеал, равно доступный представителям всех слоев общества. Социалистические преобразование общества рассматривается как моральная проблема воспитания людей в духе «вечных» ценностей социализма. Соответственно реформизм отвергает революционные методы воздействия на общественное развитие. Реформа как антитеза революции остаётся основой реформистского мышления. С точки зрения реформизма социализм может возникнуть только «демократически», т. е. в результате суммы политико-экономических и особенно культурно-воспитательных мероприятий, осуществляемых социал-демократами и даже буржуазными правительствами; социализм может существовать только как «демократия», т. е. как гармоническое единство всех социальных групп, включая капиталистов, — таково кредо реформизма. Несмотря на то, что в документах, программных заявлениях социал-демократических партий встречаются упоминания о социализме, содержание этого понятия становится всё более неопределённым, расплывчатым.

Стремление эклектически соединить «кусочки» капитализма и «кусочки» социализма определяет двойственность, половинчатость практической политики реформистских, социал-демократических партий. Ни в одной стране, где лидеры социал-демократических партий возглавляли и возглавляют правительства, не сделано ничего для подрыва основ капитализма. Современный реформизм правых социалистов по существу направлен на модернизацию капитализма, его приспособление к новым историческим условиям.

Реформистские политические партии и тесно связанные с ними реформистские профсоюзы сыграли и играют определенную роль в повышении жизненного уровня, улучшении социального положения трудящихся. Это обеспечивает им массовую поддержку во многих развитых капиталистических странах. Реформистские социал-демократические партии, объединённые в Социалистический интернационал, насчитывали (с учётом коллективного членства) около 15 миллионов человек (1980). В конце 1981 года социал-демократические деятели возглавляли правительства или входили в кабинеты 17 стран. В 70-х годах активизировалась деятельность Социалистического интернационала в Азии, Африке и Латинской Америке.

Исходя из того, что продвижение к социализму невозможно без преодоления раскола рабочего движения, коммунистические партии, критикуя правооппортунистическую идеологию и политику реформизма, выступают за конструктивный, свободный от предубеждений диалог между коммунистами и социалистами, за широкое сотрудничество с социал-демократами.

Основным препятствием для единства действий революционного и реформистского течений рабочего движения служит антикоммунизм правых лидеров социал-демократии. Именно антикоммунизм, равно как и фактическое исчезновение грани между социал-демократическим и либерально-буржуазным воззрениями, вызвали идейно-политический кризис социал-реформизма, который углубился в результате хронической неустойчивости капиталистической экономики со 2-й половине 70-х годов. В условиях этого кризиса внутри многих реформистских партий, при сохранении общего курса на классовое сотрудничество с буржуазией, усилилась дифференциация и идейное брожение, активизировались левые группы. Произошли позитивные сдвиги в позициях социал-демократического руководства по ряду важных международных проблем. С меньшей настойчивостью стало подчёркиваться враждебное отношение социал-демократических партий к единству действий с коммунистами.

В современных условиях коммунисты «... приветствуют успехи в развитии сотрудничества коммунистических и социалистических или социал-демократических партий, достигнутые в ряде стран и в международном плане. Они считают, что коренные интересы рабочего класса и всех трудящихся требуют преодоления преград, стоящих на пути сотрудничества и осложняющих борьбу трудящихся против монополистического капитала, против реакционных и консервативных сил» (Конференция коммунистических и рабочих партий Европы, М., 1977, с. 21).

А. Е. Бовин.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература:

Маркс К. и Энгельс Ф., Циркулярное письмо А. Бебелю, В. Либкяехту, В. Бракке и др., Соч., т. 19; Ленин В. И., Марксизм и ревизионизм, ПСС, т. 17; его же, Р. в рус. социал-демократии, там же, т. 20; его ж е, О некоторых особенностях историч. развития марксизма, там же, т. 20; его же, Марксизм и Р., там же, т. 24; е г о ж е, Крах II Интернационала, там же, т. 26; его же, Пролет, революция и ренегат Каутский, там же, т. 37; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Междунар. совещание коммунистич. и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Полянский Ф. Я., Критика реформистских концепций совр. капитализма, М., 1975; Критика совр. бурж. и реформистских фальсификаторов марксизма-ленинизма, М., 1980; Социал-демократич. и бурж. Р. в системе гос.-монополи-стич. капитализма, М., 1980.

Понятие: