Керамика ацтеков (Дюран-Форэ, 2013)

Фигурка богини, держащая в каждой руке по ребенку;
тот, что справа, является миниатюрным изображением самой богини

Совсем иначе обстоит дело с керамикой, которой сохранилось довольно много. Ацтекские мастера обнаружили в лагуне большой запас высокосортной глины, которая при обжиге приобретала оранжевый цвет. Не зная гончарного круга, они применяли технологии лепки и формовки для производства утилитарных сосудов — мисок, тарелок, трехногих блюд, чаш, кувшинов, кружек, комале (круглых блюд для изготовления тортилъяс), ступок для перца, пряслиц.

Наибольшее распространение имела оранжевая керамика с красной глазурью, украшенная черными линиями или орнаментами.

Сами ацтеки предпочитали менее изысканную домашнюю керамику, чем полихромная керамика миштека-пуэбла, украшенную геометрическим орнаментом и повествовательными сценами в стиле кодексов. Чолула, близкий к Теночтитлану гончарный центр, производил также полихромную керамику, шлифованную и покрытую глазурью, очень ценимую, поскольку ее ввел в употребление сам Монтесума.

Гончары изготовляли также церемониальную керамику: большие курильни для благовоний, украшенные изображениями божеств, трехногие курильни, кадильницы в форме черпаков, зубцы, поддерживавшие крыши храмов, а также печати с геометрическим или символическим узором и фигурками божеств.

Терракота была одним из основных материалов, использовавшихся в Мезоамерике для скульптуры, хотя ацтеки больше работали с камнем. Тем не менее они изготавливали миниатюрные модели  храмов и тысячи фигурок из формованной глины, позволяющие идентифицировать культы и богов, предпочитавшихся представителями городского и сельского населения. Больше всего изображались божества природы и плодородия, особенно мать с ребенком. Эти темы сильно контрастируют с искусством, предназначенным для элиты, которое было сосредоточено на смерти и жертвоприношении.

Плитка из терракоты из Кулуакана изображает божество с закрытыми глазами, напоминающее Шипе Тотека, но предмет в форме бабочки у него во рту отсылает нас к Шочипилли. Статуя из керамики 1,12 м высотой из Теотиуакана — человек во весь рост, одетый в содранную кожу, — весьма правдоподобно представляет Шипе Тотека и является еще одним примером этого типа скульптуры.

Музей человека23 в Париже имеет в своей коллекции терракотовую фигурку богини в очень высоком головном уборе с двумя поднятыми пучками волос или перьев. Богиня держит на руках двух детей, узнаваемых по большим головам и хрупким членам, их руки лежат на руках богини; возможно, одно дитя держит в правой руке изображение самой богини с той же прической. Скульптурный ансамбль может быть метафорой продолжения жизни в противопоставление «элитарной» метафоре, изображавшей гораздо чаще цикл жизни, завершающийся смертью.

Дюран-Форэ Жаклин де. Ацтеки / Жаклин де Дюран-Форе. – М., Вече, 2013, с. 207-212.

Понятие: