Керамика

Пифосы Херсонеса.
Пифос (pithos, мн.ч. pithoi). Очень крупный и высокий сосуд для хранения различных продуктов, который также использовался для погребения. Более мелкие пифосы назывались «пифарии» (pitharia).

Керамика - один из основных объектов исследования археологии. Встерчается у всех народов мира во все века. Существуют разнообразнейшие виды кераимики. В настоящей подшивке материалов вы найдете описания предметов, которые были найдены в результате археологических раскопок от Древней Греции до Перу и империи ацтеков.

 

Черно-красная керамика

ЧЕРНО-КРАСНАЯ КЕРАМИКА (англ. black-and-red ware, нем. Shwarzrote Ware), красная посуда с верхом и внутренней поверхностью черного цвета, распространена на полуострове Индостан в железном веке. Впервые появляется на поздних поселениях южной границы цивилизации долины Инда, типа Лотхала. Черно-красная керамика была характерной чертой культуры Банас. В 1-м тысячелетии она распространилась наряду с железом и мегалитическими памятниками в Южной Индии (см. Брахмагири).

Керамика долины Нин

НИН, КЕРАМИКА ДОЛИНЫ (англ. Nene valley Ware), посуда изготавливалась на основе организованного производства на берегу р. Нин к западу от Питерборо, центр находился в римском городе Уотер Ньютон (древние Дуробривы) во 2–4 веках. Первоначально известна как посуда Кастор. Наиболее распространенной формой являются сосуды для питья, сделанные из светлой глины с темными полосками, на некоторых образцах — барботинный орнамент.

Линейно-ленточная керамика

ЛИНЕЙНО-ЛЕНТОЧНАЯ КЕРАМИКА (нем. Bandkeramik), керамика I стадии дунайской культуры. Представлена полусферическими чашами и шаровидными сосудами, обычно круглодонными, форма позволяет предположить копирование бутылей из тыквы. Название происходит от стандартной орнаментации — лент, составленных параллельными линиями, они образуют спирали, меандры, шевроны и т. д. (…). Иногда на линиях наблюдаются ямки, напоминающие нотную запись.

Цитируется по изд.: Уорвик Брей, Дэвид Трамп. Археологический словарь. Перевод с английского Г.А. Николаев. М.: Прогресс, 1990.

Керамика

КЕРАМИКА (англ. Pottery). При высыхании глина теряет много воды, вновь включая ее при увлажнении. При обжиге глины вода улетучивается из ее молекул при температуре 400° С и не восстанавливается при последующем отсыревании, глина превращается в К. При температуре свыше 1000° С частицы начинают плавиться, но такие температуры были недоступны древнейшим гончарам. Керамика Керамика имеет много преимуществ. Сырье для нее широко распространено, формовка и обжиг несложны, глине можно придать бесчисленное множество форм и орнаментов.

Негативная роспись

НЕГАТИВНАЯ РОСПИСЬ (англ. negative painting), техника орнаментации керамики, применявшаяся во многих районах Америки. Рисунок наносился на поверхность сосуда при помощи воска или глины, затем сосуд окуривался или погружался в черную краску, которая не могла проникнуть через защитный слой. Когда воск или глина удалялись, рисунок получал первоначальный цвет на черном фоне. Аналогичный метод окрашивания с применением воска мог использоваться и для тканей.

Импрессо

ИМПРЕССО (англ. impressed ware, итал. impresso), керамика первых поселенцев неолита в Западном Средиземноморье (5000–3500 гг. до н.э.). Встречается на восточном побережье Италии, откуда морем она была завезена на Сицилию (Стентинелло; …), в Лигурию (Арен Кандид), Прованс (Шатенеф-ле-Мартиг), Испанию. Некоторые ученые связывали происхождение импрессо с Мерсином или культурой Старчево в Югославии. Аналогичный материал в Северной Африке мог иметь независимые корни, попадая из Судана через Сахару.

Питерборо

ПИТЕРБОРО (Peterborough), тщательно орнаментированная керамика (…) позднего неолита Британии (см. Уиндмиллхилл). Орнамент состоит из ямок, отпечатков кости и палочек, перевитого шнура на мягкой поверхности. Ранний стиль (Эббсфлит) существует одновременно с орнаментированной керамикой Уиндмиллхилл, представлен круглодонными сосудами с довольно сдержанным орнаментом. Позднейшие варианты украшены более сложным орнаментом и обнаруживают влияние кубков, второй стиль (Мортлэйк) по-прежнему проявляется на круглодонных сосудах, горшки финального стиля...

Кубок

КУБОК (англ. beaker, нем. Becher), термин означает керамический сосуд для питья, достаточно высокий (по отношению к диаметру), обычно без ручек (…). В европейской археологии кубками называется тип керамики, распространенный около 2000 года до н. э. от Испании до Польши и от Сицилии до Шотландии. Во многих северных и западных областях люди, пользовавшиеся кубками, стояли у истоков металлургии меди, что объясняет их подвижность в качестве торговцев. Их инвентарь включает также черешковый кинжал западноевропейского типа (…), лук и черешковые стрелы (пластинки для защиты запястья), а позднее боевой топор, очевидно, заимствованный в культурах шнуровой керамики...

Райнио-Клэктон

РАЙНИО-КЛЭКТОН (Rinyo-Clacton), поздненеолитический стиль керамики в Британии (…). Из самого названия следует, что находки концентрируются в Шотландии (Райнио, Скара Брэ и некоторые мегалитические камерные гробницы) и в Южной Англии (поселения в районе восточного побережья близ Клэктона и дальше на запад — Эвбюри, Стонхендж, Вест Кеннет, Уиндмиллхилл, Вудхендж). Характерными являются плоскодонные чаши, расширяющиеся кверху. Обычный в Шотландии орнамент состоит из налепных валиков — кордонов, в Англии он часто дополняется нарезным геометрическим.

Самарра

САМАРРА (Samarra), расписная керамика 6-го тысячелетия до н. э., обнаружена в слоях, подстилающих столицу халифов Аббасидов в Ираке. Сменяет хассунскую керамику, представляя собой значительный прогресс по отношению к ней. Имеются искусные изображения птиц, рыб, животных, людей, некоторые из них условны, входят в геометрические композиции. Открытые чаши орнаментированы особенно тщательно. Комплекс Самарра, возможно, имеет связи с Ираном, но встречается только в Верхней Месопотамии, где был поглощен халафской традицией около 5000 года до н. э.

Страницы