Даосизм и народная религия

ДАОСИЗМ И НАРОДНАЯ РЕЛИГИЯ. Даосизм — синкретическая религия, в которой откровение божественного слова через посредников смешано со стародавними практиками, глубоко укорененными в китайском обществе, — например, с культом бога Земли. Религиозный даосизм (в отличие от философского даосизма, в основе которого лежат такие тексты, как «Книга пути и истины» (Дао дэ цзин), «Чжуан-цзы» и «Ле-цзы») 1 возник примерно во II веке н.э. в связи с распространением милленаристских учений. Вокруг харизматических лидеров возникали различные религиозные движения (например, «Школа небесных наставников» — Тяньши дао), и постепенно оформилась настоящая даосская церковь со своим духовенством, священством, приходами, монастырями и корпусом священных текстов, главный из которых — «Дао дэ цзин». Некоторые даосы были освобождены от ношения косы, а носили особые высокие прически.

Религиозный даосизм проповедует самовоспитание и представляет себя как путь к бессмертию. Даосские наставники (даоши) — посредники между людьми и богами; они могут быть и заступниками перед богами. Для этого они совершают ритуалы изгнания злых духов, очистительные церемонии, гадания и делают талисманы-обереги от демонов. Даосские практики (в частности, обряды исцеления больных и одержимых) тесно связаны с шаманизмом.

Устройство даосского культа, его отношение к цинской императорской власти описаны китаистом Венсаном Госсером так:

«Даосская администрация (как и буддийская, устроенная точно так же) была скопирована с имперской: в каждом округе и уезде государство было связано с духовенством через одного из даосов, назначенного центральным правительством. Не получая за это жалованья, но пользуясь определенным почетом, он сотрудничал с гражданскими чиновниками и местными властями в устройстве больших публичных ритуалов и в управлении местной религиозной жизнью. Центральное даосское управление (Дао лусы) находилось в Пекине; в нем присутствовало восемь даосов, которые все имели чин в императорской администрации. Чиновники-даосы (даогуань) имелись и на всех административно- территориальных уровнях: в каждом округе даоцзи, в каждом уезде даочжэн, в каждой волости даохуэй. У последних не было чина в имперской администрации и жалованья, не было и конторы — им приходилось исполнять свои обязанности прямо в храме, где они жили. Законы империи Цин гласили, что когда на место чиновника-даоса открывалась вакансия, местное начальство должно было назначить на нее сведущего человека из даосов. Но в действительности эта должность чаще всего соединялась с настоятельством в главном храме» 2.

Одна из главных святынь даосизма в Северном Китае — храм Белых облаков (Байюньгуань) в Пекине, основанный в VIII веке.

В народной религии встречаются божества даосские, буддийские, конфуцианские 3 и даже взятые из литературы; таким образом, пантеон очень велик и, что важней всего, открыт. Он состоит из многочисленных местных богов (например, боги Земли), обожествленных исторических лиц и космологических божеств, например, шестьдесят циклических знаков календаря (см. гл. V, раздел «Календарь»), представленные в виде божеств: им, в частности, посвящен один из залов храма Белых облаков. Есть еще великий бог Тайи 4, Саньцин — «Трое чистых», олицетворения трех эфирных сфер даосской космологии. Собственно священства в этой религии нет, но все божества связаны с каким- либо храмом, а тот — с более крупным храмом; таким образом, вокруг храма создается целая социально-религиозная организация: в нем есть, например, главный возжигатель благовоний, избираемый каждые три года, — как правило, богатый или влиятельный в деревне человек. Когда же простолюдинам требовался сведущий человек для какого-либо особого обряда, они обращались к даосским жрецам (например, для изгнания духов) или к буддийским монахам (для похорон).

В литературе и в легендах народный пантеон изображен как небесная канцелярия, копирующая в религиозной области государственную систему управления: самодержавный император («Нефритовый государь» — Юйди) правит миром богов через чиновников разного ранга. Считается, что каждый бог потенциально имеет свое место в этой иерархии.

Некоторые боги народной религии: Чжун Куй — гонитель демонов; его изображение вывешивают на Праздник драконьих лодок (5-й день 5-го месяца — см. гл. V, раздел «Главные праздники»).

Гуань Юй, Гуань-гун, Гуаньди (император Гуань) — обожествленная историческая личность, великий полководец конца эпохи Хань (жил в 160— 219 гг.). Это воинское божество, почитаемое преимущественно солдатами.

Волопас и Ткачиха (Нюлан Чжиню) — первоначально имена звезд, расположенных по две стороны от Млечного Пути: Альтаира и Веги. Их отождествляют с двумя влюбленными, изгнанными на небо; каждый год в 7-й день 7-го месяца они могут встретиться на волшебном мосту, составленном из сорок.

Бог Солнца (Тудигун) — местный гений — хранитель города, квартала и т.д.

Гуаньинь — богиня милосердия, которая «видит» (гуань) призывы людей о помощи (инь значит «звук»); первоначально это Авалокитешвара из буддийского пантеона.

Бог Словесности (Взньчан) особенно почитается учеными: им он покровительствует и помогает продвигаться по службе.

Восемь Бессмертных (басянь) — восемь легендарных или полулегендарных даосов, обретших бессмертие. Они очень часто изображаются в литературе, скульптуре и живописи. Бессмертных идентифицируют по особым атрибутам. Двое первых из этого списка считаются главными.

1. Лю Дунбин носит саблю на перевязи.

2. Хань Чжунли одет в широкий плащ, а в руках у него веер.

3. Чжан Голао сидит верхом на осле. 

4. Лань Цайхэ — певец (или певица) в одежде нищего, босой, с флейтой в руках.

5. Хань Сянцзи изображается с маками и корзиной цветов.

6. Цао Гоцзю носит чиновничью шапку, а в руках держит дощечки с документами.

7. Хэ Сяньгу (Бессмертная Хэ) отождествляется с цветком лотоса.

8. Ли Тегай (Ли с железным посохом) опирается на металлический костыль.

Примечания

1. «Дао дэ цзин» (вариантов перевода названия бесконечное множество) — философская поэма, приписываемая полулегендарному мудрецу Лао-Цзы – возможно, современнику Конфуция. Две другие книги – сборники изречений философов Чжуан-цзы (369-286 до н.э.) и Ле Юйкоу (V век до н.э.) и рассказов о них.

2. Goossaert, Vincent. Bureaucratie, taxation et justice: Taoi'sme et construction de l'Etat au Jangnan (Chine), XVII — XIX siecle// Annates: Histoire, sciences sociale. 2001. № 4. P. 1003.

3. В буддизме и тем более конфуцианстве нет божеств как таковых, но почитаемые в них лица могут обожествляться в народе.

4. «Великий единый» — верховное божество даосов.

Шоссанд Д. Китай в XVIII веке. Расцвет империи Цин / Дамьен Шоссанд. – М., 2016, с. 161-167.

Понятие: