Суверенитет (Осипов, 2014)

СУВЕРЕНИТЕТ (франц. souverainete — верховная власть) — термин, означающий независимость и самостоятельность исторического (политического) субъекта в своем развитии, в решении внутренних и внешних задач, в организации взаимодействия с другими субъектами. В государственно-правовом смысле термин «суверенитет» впервые был введен во Франции в 16 веке Ж. Боденом, основавшим концепцию монархического суверенитета. Идею народного суверенитета убедительно раскрыл Ж.Ж. Руссо считавший, что суверенитет находится в общей воле как ее неотъемлемое качество, которое не может быть отчуждаемо. Свою концепцию суверенитета дали идеологи Великой французской революции, провозгласившие принцип народного суверенитета. Существенный вклад в развитие идеи суверенитета внесли американские теоретики федерализма. В 1776 году составленная Т. Джефферсоном и Дж. Адамсом Декларация независимости возвестила миру о рождении нового суверенного государства — США.

Уже с начале 19 века суверенизация выступает как ведущая тенденция общественных движений зависимых от монополий народов и образования новых независимых государств.

Новый импульс суверенизации придала Великая Октябрьская социалистическая революция в России. В 1918— 1921 годы в Советской России начался невиданный в истории процесс образования национально-государственной и национально-территориальной структур на основе самоопределения народов в соответствии с принятой в ноябре 1917 года Декларацией прав народов России.

Суверенность народов России была провозглашена основным принципом национальной политики Советского государства. Каждой национальности была определена возможность проявить свои суверенные права на самоопределение. Из состава Советской России вышли Польша, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония, Грузия. На такого рода выбор оказало существенное влияние соотношение классовых сил и реализация интересов разных социальных групп, ориентированных как на идеи социальной справедливости, равенства и интернационализма, так и на власть имущих классов, национализм и сепаратизм. Объединение национально-государственных образований, признавших Советскую власть, в Советский Союз, представляющий собой федеральное многонациональное государство, означало утверждение на практике общефедерального суверенитета. Последний означал примат коллективного (группового) суверенитета (суверенитет Союза) над единичным (суверенитет союзной республики). Центральная власть получила права координировать и направлять деятельность субъекта федерации.

Теория и практика суверенизации существенно обогатилась в середине 20 столетия после победы во 2-й мировой войне антигитлеровской коалиции и крушения мировой колониальной системы, в результате чего образовалось боле 80 независимых государств.

Как общепризнанный в международном праве принцип суверенитет был закреплен в Уставе ООН и в ряде других международно-правовых документов, связанных главным образом с правом наций на самоопределение. Развитие процессов интеграции в Европе и на других континентах привело к появлению новых форм взаимодействия суверенных государств. Значительный интерес представляет в этой связи опыт стран Европейского содружества (ЕС), в частности, в добровольном создании наднациональных органов управления, означающем ограничение в определенных пределах суверенитета прав входящих в содружество государств (Европарламент, Совет Министров, Европейский Суд и т.д.). Накопленный опыт научного анализа различных взглядов на суверенитет и опыт реализации последнего в разных исторических условиях позволяют поставить вопрос об институциализации социологии суверенитета как отраслевой социологической теории, изучающей влияние системы различных факторов на выбор модели взаимодействия различных политических субъектов (как государственных, так и негосударственных).

В.Н. Иванов

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 511-512.

Литература:

Джунусов М.С. Суверенитет как соц. феномен. М., 1994; Ганев Г. Нац. образы мира. М., 1995; Суверенитет и этнич. самосознание: идеология и практика. М., 1995; Россия: нац. стратегия и соц. приоритеты. М., 1997; Деметрад- зе М.Р. Национализм и междунар. безопасность. М., 2003; Филиппов В.Р. Критика этнич. федерализма. М., 2003.