Чикагская школа (Ильичёв, 1983)

ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА в социологии, группа исследователей, сложившаяся в 20-х годах 20 века на факультете социологии Чикагского университета, объединённая единством теоретико-методологического подхода и общностью исследовательских интересов.

В основе подхода Чикагской школы лежали идеи её основателя Р. Э. Парка, определявшего социологию как «науку о коллективном поведении», как «точку зрения и метод исследования процессов, благодаря которым индивиды побуждают и побуждаются к сотрудничеству в том коллективном существовании, которое мы именуем обществом» (Park R. E., Burgess E. W., Introduction to the science of sociology, Chi., 1921). В основе всех социальных процессов и явлений лежат, как полагал Парк, испытавший сильное влияние Зиммеля, четыре типа взаимодействий: соревнование, конфликт, приспособление, ассимиляция. Эти типы представляют собой четыре стадии развития всякого социального явления, его «естественную историю».

С точки зрения такого подхода Парк и другие исследователи Чикагской школы (Н. Андерсон, Э. Бёрджесс, Л. Вйрт, Г. Зорбо, Р. Макензи, Э. Маурер, Ф. Трешер, С. Шоу и др.) истолковывали проблемы расовых отношений, социальной стратификации, развития семьи, массовых коммуникаций, стиля жизни и т. д. Особое внимание Чикагская школа сосредоточила на проблемах социальной экологии. Социальная среда большого города (объектом исследования были районы трущоб Чикаго, где с особой силой проявлялись пороки капиталистической урбанизации) рассматривалась имя как арена борьбы за существование, где различные социальные, профессиональные, этнические группы в ходе «естественно-историчного» процесса своего развития формировали экологическую структуру, отвечающую природе определяющего их существование социального конфликта. Социально-экологический подход стал в рамках Чикагской школы основой исследования таких социальных проблем, как бродяжничество, преступность, особенно не-совершеннолетних, трущобы и др. Жизнь различных социальных групп рассматривалась как с точки зрения пространственных структур их обитания, так и с точки зрения их социальных характеристик, под которыми подразумевались свойственные той или иной группе нормативные «коды» и системы ценностей.

Поскольку Чикагская школа игнорировала объективные, классовые основы социальных проблем, ей не удалось предложить действительные средства их решения. Однако она заложила основы таких исследовательских направлений, как социальная экология и социальная патология, сыграла важную роль в разработке и углублении социологических методов (проблемы построения выборки, методы опроса, включённого наблюдения и т. д.). Чикагская школа ознаменовала для американской социологии переход от спекулятивно-философской к эмпирической стадии её развития.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература:

Современная социологическая теория..., сост. Г. Беккер и А. Босков, пер. с англ., М., 1961; Андреева Г. М., Совр. бурж. эмпирич. социологич. М., 1965.