Контент-анализ (Чубарьян, 2014)

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ (англ. content analysis - анализ содержания) - метод формализованного анализа текстов документов, суть которого состоит в измерении и преобразовании текстовой информации в количественную форму и ее последующей статистической обработке. Первые опыты применения контент-анализа относятся к концу XIX века и были связаны с изучением периодической печати. Теоретическое и методическое осмысление возможностей контент-анализа дано в работах Б. Берелсона, который в начале 1950-х годов выделил и охарактеризовал основные виды контент-анализа, критерии и единицы измерения. Заметный вклад в развитие методики контент-анализа внесли Ч. Осгуд, Г. Лассуэл, Ж. Кайзер, Э. Морин. В отечественной социологии контент-анализ получил распространение в 1970-1980-е годы.

Проведение контент-анализа включает ряд этапов: 1) определение объекта анализа, т. е. документа или массива однородных, документов; 2) выделение единиц и категорий анализа, определение их значений и связей; 3) подсчет частоты употребления единиц анализа или объема (пространства), которые они занимают в тексте; 4) интерпретация полученных результатов.

С учетом изучаемых единиц анализа можно выделить следующие разновидности контент-анализа: 1) символьный; 2) тематический; 3) структурный; 4) анализ модальности текстов. При проведении символьного контент-анализа в качестве информационной единицы, а также единицы счета выступают определенные слова или словосочетания. Категорией анализа может выступать также идея, суждение, законченная мысль, культурные коды. Тематический контент-анализ нацелен на изучение массива текстов, где в качестве предмета анализа исследуется тема документа. При проведении тематического контент-анализа обычно учитывается объем внимания. Анализ модальности текстов ориентирован на изучение отношения авторов документа к описываемым событиям или процессам (например, положительное или отрицательное), форма подачи информации, выразительность средств, аргументация, способы воздействия на читателя. Особой разновидностью контент-анализа выступает структурный анализ текста. В качестве объекта исследования выступает конкретный документ, а в качестве единиц анализа и счета - его структурные элементы, в том числе темы, аргументы, иллюстрации и прочее. Структурный анализ используется для выявления соотношения тем внутри текста, особенностей их подачи, а также эффективности текста, т. е. соответствия структуры и оформления текста цели сообщения.

При проведении контент-анализа особое внимание следует уделить строгости и корректности процедур формализации, в том числе правильному выбору и интерпретации категорий и единиц анализа.

Л. H. Мазур

Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 229-230.

Литература:

Бородкин Л. И. Контент-анализ в исторических исследованиях. М, 1984. Добренькое В. И., Кравченко A. PL Методы социологического исследования: учеб. пособ. М., 2006; Методологические и методические проблемы контент-анализа. Вып. 1-2. М., 1973; Мазур Л. Н. Методы исторического исследования: учеб. пособ. Екатеринбург, 2010; Методы анализа документов в социологических исследованиях. М., 1985; Миронов Б. Н. История в цифрах. Л., 1991; Парахонская Г. А. Контент-анализ документов: учеб. пособ. Тверь, 2004; Berelson В. Content Analysis in Communication Research. Glencoe, III.: Free Press, 1953.