Интуитивизм (СЗФ.ЭС, 2009)

ИНТУИТИВИЗМ - философско-методологическая установка, ставящая в центр непосредственное, «живое» отношение человека и мира, которое преодолевает расчленение реальности на субъект и объект. Как особое философское направление и. представлен такими мыслителями, как А. Бергсон, Н.О. Лосский и др. Понимание интуиции серьезно варьируется у представителей различных философских школ. Так, в учении А. Бергсона, более всех способствовавшего популярности и., исходное противопоставление интеллекта и интуиции призвано подчеркнуть примат жизни над косной материальностью. Интеллект противостоит интуиции прежде всего предметно: он знает только одну материю, потому что его метод работы - рядоположение, расчленение на элементы и установление внешних отношений между ними. Математический формализм А. Бергсон считает высшим проявлением интеллектуальной деятельности, механизм - общей формой предметности, открытой рациональному познанию. С его точки зрения, математическое естествознание порождено потребностями практической ориентации в мире и потому довольствуется относительностями, достаточными для этого целями. Познание же в собственном, «чистом» смысле слова предполагает незаинтересованное погружение в предмет, преодоление дистанции, которую субъект рационального знания заботливо удерживает по отношению к объекту своего исследования, и потому требует именно интуиции. Определение интуиции как симпатии показывает, что А. Берголз в своем и. ориентирован на художественную модель познания в противоположность научной. Искусство порывает с миром внешнего, конвенционального символизма, прозревая подлинную суть вещей. То же самое делает и философия (Метафизика), которая интенсифицирует до предела познавательные возможности художественной интуиции и позволяет войти в соприкосновение с «абсолютными глубинами» мироздания. Это - знание-переживание, которое принципиально не может быть концептуализировано. В отличие от А. Бергсона в своей трактовке интуиции Э. Гуссерль отталкивается от картезианской модели математического знания. Для него она есть прежде всего «сущностное видение», «идеация», непосредственное созерцание общего, как, например, в геометрии, когда перед нашим умственным взором возникает геометрическая фигура и нам важен только ее тип, а не размеры, способ начертания или какие-либо другие случайные эмпирические признаки ее появления в нашем сознании. Общую установку и. Э. Гуссерль обобщил в виде так называемого «принципа всех принципов», согласно которому всякий вид интуиции образует законный источник познания; поэтому все, обнаруживающее себя посредством интуиции, должно приниматься так, как оно себя обнаруживает, и в тех пределах, в каких оно себя обнаруживает. Это установка на описание - в противоположность конструированию или дедукции из общих предпосылок. Но это - описание не эмпирических фактов, а «идеальных сущностей» - смыслов, непосредственно открывающихся философскому сознанию, концентрирующемуся на постижении сущности, «эйдоса», а не факта или соотношения фактов. Эта операция переключения внимания с факта на смысл получила название редукции. Поэтому редукция, по Э. Гуссерлю, есть необходимое условие «идеации», т. е. интеллектуальной интуиции. М. Шелер распространил феноме-нологический и. на иные сферы, сформулировав положение об «эмоциональном apriori», представляющем собой «интуицию ценностей», которая реализуется в актах любви и ненависти со всеми градациями этих чувств. Учение М. Шелера послужило одной из предпосылок Экзистенциализма, в котором интуиция потеряла гносеологические характеристики и превратилась в особый способ бытия человека в мире.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 147.

Понятие: