Individuum

Индивидуум

ИНДИВИДУУМ (лат. individuum — неделимое) — единичное сущее, онтологическую основу которого составляет единство, неразложимость на элементы (например, «вот это дерево», «вот этот человек»). Сам термин представляет собой латинский перевод греческого понятия «атом» (῎ατομος), — «неразделяемый», «нерассекаемый». Неделимость может трактоваться либо как физическая — таковы атомы Демокрита, либо как логическая — таковы общие понятия, либо, наконец, как онтологическая — таковы чувственные и сверхчувственные субстанции, разделение которых тождественно их уничтожению как индивидуумов.

Индивидуум (Лопухов)

ИНДИВИД (ИНДИВИДУУМ) — самобытное, цельное, неразделимое существо, особь, наделенная от природы совокупностью особенных, единичных свойств и признаков, одни из которых развиваются в процессе приспособления к окружающей среде, другие подавляются. Чаще всего понятие «индивид» связывают именно с человеческим индивидом как самостоятельным, оригинальным, самоценным биосоциальным существом, наделенным целым набором природных качеств, по-разному проявляющихся в той или иной социокультурной среде.

Индивидуум (Конт-Спонвиль)

ИНДИВИДУУМ (INDIVIDU). Живое существо, принадлежащее к какому-либо виду, но рассматриваемое с точки зрения его отличия от прочих существ. Нет ничего обыкновеннее индивидуума и нет ничего специфичнее его. Индивидуум это банальность быть собой. Термин «индивидуум» применяется, в частности, для обозначения человеческого существа, но не столько в качестве субъекта, сколько в качестве объекта, как результат, а не как принцип, как элемент (данной совокупности: вида, общества, класса и т. д.), а не как личность. Таким образом, индивидуум — это кто угодно, при условии, что он есть кто-то. Значит ли это, что понятие индивидуума неразделимо? Этимология слова подталкивает именно к такому толкованию — латинское «individuum» есть перевод греческого «atomon» (неделимый). Доказательством этот аргумент сегодня служить уже не может — мы ведь знаем теперь, что атом делим, хотя весь опыт нашей жизни заставляет думать, что что-то здравое в этом рассуждении есть. И дело, конечно, не в том, что нельзя взять и разделить живое существо, а в том, что то индивидуальное, что содержится в каждом из нас, не поддается разложению. Безногий инвалид не превращается в половинку индивидуума.